Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42; Глава 11, стихи 27-28. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

При чтении Священного Писания приходится сталкиваться с кажущимися противоречиями в его тексте. Противоречия касаются как исторических деталей — сколько слепцов было исцелено в Иерихоне? сколько раз пропел петух в ночь предательства Петра? — так и смысловых вещей. Христос разрешает разводиться по причине супружеской неверности в повествовании у одного евангелиста и вовсе не разрешает разводиться у другого. Не переживайте — упомянутые разногласия, действительно, кажущиеся. Те, кто давно слушает радио «Вера» вполне могли в этом убедиться.

Сегодня я хотел бы упомянуть еще один случай библейской антиномии. В Евангелии от Матфея Христос говорит: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою»; В Евангелии же от Луки мы слышим такие слова: «И сказал ему (господин): «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». С одной стороны, Евангелие призывает нас к смирению, самоуничижению, дистанцированию от власти и лидерства. С другой стороны, мы видим, как в притче о талантах Господь хвалит предприимчивых рабов и поручает им управлять не только деньгами, но и людьми.

Нечто подобное мы видим в отношении апостолов. Спаситель им прямо говорит, что «ученик не может быть выше учителя. Достаточно, чтобы он был равен учителю». Иными словами, апостолы призываются в служении уравняться со Христом — возглавить церковную общину после Его Вознесения. Стать начальниками, лидерами, управителями. А как же тогда смирение и самоуничижение? Чаще всего указанное противоречие логически увязывается со словами Христа о том, что «нельзя одновременно служить Богу и мамоне». Мамоной в данном случае называется всё же не языческое божество (хотя и такая версия есть), а комплекс материальных благ, пленяющих человека, заставляющих его забыть об Отце Небесном.

Как же найти правильный духовный баланс? Как совместить призыв Христа к смирению с Его же призывом трудиться и брать ответственность — в том числе и за судьбу иных людей. Говоря о противостоянии Бога и мамоны, следует обратить внимание на глагол «служить». Господь запрещает служить мамоне — иными словами полагать все свои силы на достижение материальных ценностей как таковых. Но что, если человек собирается служить не мамоне, а именно мамону направит на служение Богу? Это фактически то, о чем говорит святитель Василий Великий в своей евхаристической молитве «Господи, благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею».

Исторически путь укрощения мамоны и направления её на службу благим целям Церковью был признан в целом опасным. Хотя сколько правителей и военачальников почитаются нами как святые! И всё же в исторической ретроспективе в противостоянии двух типов религиозного сознания — созерцательное и действенное — победило первое. Здесь также определенную роль сыграло евангельское повествование. Символами противостояния созерцательности и действенности стали сестры Лазаря Четверодневного — Мария и Марфа. В отрывке, читаемом в Богородичные праздники, мы слышим, как на критику суетящейся Марфы в адрес сестры Спаситель, наоборот, хвалит Марию, сидящую у Его ног. Мария избирает благую участь, а не Марфа. Но стоит вспомнить и о другом эпизоде — воскрешении Лазаря. Здесь именно Марфа бежит и просит Христа о помощи. Мария же безутешно плачет дома.

Человеческому сознанию подчас свойственно черно-белое мышление, игра в ментальный пинг-понг. Нам удобно противопоставлять вещи, метаться между тезисом и антитезисом, а не осуществлять синтез. И если говорить о прозвучавших антиномиях (Бог-мамона, созерцание-действие), то синтезирующим понятием, снимающим противоречия, становится служение. Христианство не принимает равнодушного бездействия, оно призывает нас, находя опору в молитвенном общении с Отцом Небесным, помогать слабым, кормить голодных, защищать обиженных. Истинное евангельское служение, явленное миру в лице святых, прежде всего, в лике Пресвятой Девы, Рождество Которой мы сегодня вспоминаем, не мешает стяжать смирение, а наоборот помогает. Ведь именно через созидательную и укорененную в Боге деятельность выражается вера, а мы сами на практике видим, как наши немощные потуги восполняются благодатью Христовой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!