Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю усекновения главы Иоанна Крестителя. Он был пророком и нравственным ориентиром для многих. В известном смысле его можно было бы назвать совестью своего времени. И всё же, в день его смерти, Церковь предлагает нам задуматься не о нем самом, но о том, что происходит в сознании людей, способных пойти на всё ради своих греховных амбиций?
Первое о чём, пожалуй, стоит задуматься: почему вообще Иоанн Креститель оказался в тюрьме? Из истории известно, что произошло это, потому что он обличал Ирода за противозаконные отношения с женой брата.
Какую же проблему можно было бы решить, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму? Можно ли было уменьшить огласку? Или сделать так, чтобы грех перестал быть грехом? Очевидно, нет. Люди и так всё понимали, а грех оставался бы грехом при любых обстоятельствах. Единственная причина, по которой Ирод сажает Иоанна крестителя в тюрьму — это желание убрать его с глаз долой. Это похоже на попытку заставить замолчать свою совесть, которая свидетельствует о грехе.
Почему же Иродиада требует головы пророка? Может быть, она пытается скрыть свой грех? Конечно, нет, ведь она публично перешла жить во дворец Ирода и делала это открыто, никого не стесняясь. Единственной причиной была месть за обличения, которые были обращены в ее адрес. Она потребовала того же, чего хотел Ирод, только требование ее было более радикальным по форме.
Наконец, почему же Ирод соглашается на страшную просьбу, которая к нему обращена? Мы видим, что он не хочет этого делать, но стесняется нарушить свое слово перед лицом гостей. Он беспокоится о чести царя, которая будет опорочена, если все поймут, что он не способен держать слово. Он чувствует себя ответственным, то есть связанным общими представлениями о том, что данное слово царь должен держать, каким бы оно ни было. Если ты не сдержишь его в этом случае, где гарантии того, что ты сдержишь его в другом?
Однако, человек ответственен не только перед людьми, он в еще большей степени ответственен перед Богом. И если в обществе он ориентируется на временные традиции и нормы, то перед лицом Творца он должен ориентироваться на Его замысел о себе. Ирод стремится выглядеть ответственным перед людьми, но это значит, что он отказывается от своей ответственности перед Богом. И если ответственность говорит о нравственной связи человека с тем, перед кем он ответственен, значит ему предстоит выбор: какой связью он дорожит в большей мере? Вечной или временной? Ирод сделал свой страшный выбор, но от своей совести он не избавился, почему и испугался рассказов об Иисусе, Которого принял за воскресшего Иоанна. Посмотрев на пример Ирода и оказавшись перед выбором между добром и злом и нам важно помнить, что временное решение проблемы не приносит настоящего результата. Совесть не посадить в тюрьму и не казнить, отрубив ей голову... Постепенно её можно заставить замолчать, но на последнем суде она вновь обретёт свой голос.