Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю усекновения главы Иоанна Крестителя. Он был пророком и нравственным ориентиром для многих. В известном смысле его можно было бы назвать совестью своего времени. И всё же, в день его смерти, Церковь предлагает нам задуматься не о нем самом, но о том, что происходит в сознании людей, способных пойти на всё ради своих греховных амбиций?

Первое о чём, пожалуй, стоит задуматься: почему вообще Иоанн Креститель оказался в тюрьме? Из истории известно, что произошло это, потому что он обличал Ирода за противозаконные отношения с женой брата.

Какую же проблему можно было бы решить, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму? Можно ли было уменьшить огласку? Или сделать так, чтобы грех перестал быть грехом? Очевидно, нет. Люди и так всё понимали, а грех оставался бы грехом при любых обстоятельствах. Единственная причина, по которой Ирод сажает Иоанна крестителя в тюрьму — это желание убрать его с глаз долой. Это похоже на попытку заставить замолчать свою совесть, которая свидетельствует о грехе.

Почему же Иродиада требует головы пророка? Может быть, она пытается скрыть свой грех? Конечно, нет, ведь она публично перешла жить во дворец Ирода и делала это открыто, никого не стесняясь. Единственной причиной была месть за обличения, которые были обращены в ее адрес. Она потребовала того же, чего хотел Ирод, только требование ее было более радикальным по форме.

Наконец, почему же Ирод соглашается на страшную просьбу, которая к нему обращена? Мы видим, что он не хочет этого делать, но стесняется нарушить свое слово перед лицом гостей. Он беспокоится о чести царя, которая будет опорочена, если все поймут, что он не способен держать слово. Он чувствует себя ответственным, то есть связанным общими представлениями о том, что данное слово царь должен держать, каким бы оно ни было. Если ты не сдержишь его в этом случае, где гарантии того, что ты сдержишь его в другом?

Однако, человек ответственен не только перед людьми, он в еще большей степени ответственен перед Богом. И если в обществе он ориентируется на временные традиции и нормы, то перед лицом Творца он должен ориентироваться на Его замысел о себе. Ирод стремится выглядеть ответственным перед людьми, но это значит, что он отказывается от своей ответственности перед Богом. И если ответственность говорит о нравственной связи человека с тем, перед кем он ответственен, значит ему предстоит выбор: какой связью он дорожит в большей мере? Вечной или временной? Ирод сделал свой страшный выбор, но от своей совести он не избавился, почему и испугался рассказов об Иисусе, Которого принял за воскресшего Иоанна. Посмотрев на пример Ирода и оказавшись перед выбором между добром и злом и нам важно помнить, что временное решение проблемы не приносит настоящего результата. Совесть не посадить в тюрьму и не казнить, отрубив ей голову... Постепенно её можно заставить замолчать, но на последнем суде она вновь обретёт свой голос.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!