Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 18-22

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Христа с фарисеями. В начале Евангельской истории они еще не знают, как именно к Нему относиться, и только формируют свое мнение. Для этого они задают Ему вопросы и выясняют, как Он относится к тем или иным законам и традициям. Причем спрашивают они как о нормах закона Моисеева, так и о том, что было принято в народе или даже только в их фарисейской среде.

Вопрос, который они обращают ко Христу в сегодняшнем чтении, относится к сфере традиций. Единственный постный день, который указан в законе, — это праздник Йом Кипур, или день очищения. Все остальные посты были необязательны и могли практиковаться по собственному желанию человека. Фарисеи, как люди очень благочестивые, постились два раза в неделю. Это было традицией, но требовать ее исполнения, как исполнения закона, они не имели права. Почему же их так интересовал ответ Христа?

Всё просто. Потому что им казалось, что чем больше подвигов человек на себя берет, тем он благочестивее. И если кто-то заявляет о себе как об учителе, он должен быть строгим и требовательным, должен сам быть подвижником и требовать того же от учеников. При этом, если задуматься о смысле этих подвигов с точки зрения фарисеев, окажется, что они были выкупом за грехи народа, наложением на себя тягот, которые как будто бы уравновешивали в глазах Бога грехи людей.

Конечно, ничего общего с таким образом Бога проповедь Христа не имела. Насколько мы можем судить, Он относился к закону с большим почтением, но неизменной считал только суть, которая заключалась в любви к Богу и ближним. Все остальные подвиги носили временный характер и были важны не для Бога, а для людей, так как помогали стать жертвенными, победить собственную эгоистичность, стать хозяином своим желаниям и эмоциям. Но конечная цель не просто в самом владычестве над собой, а в том, что тот, кто стал хозяином самому себе, может исполнять волю Божию. Без этого в подвиге нет никакого смысла.

Помню, как однажды в университете я увидел в коридоре учебного корпуса своего однокурсника, который купил конфеты и раздавал их всем проходящим. На мой вопрос о том, что он делает, он ответил, что практикует милосердие и жертвенность. Надо сказать, что он в тот момент увлекался одной из восточных религий и это было частью религиозной практики. Что было не так в его действиях, с точки зрения христианства? На самом деле люди ему были неинтересны. Его практика была воспитанием собственного внутреннего мира, а не проявлением искренней любви к окружающим.

Когда Христос позволяет своим ученикам не брать на себя лишних подвигов, Он не побуждает их расслабиться и жить в свое удовольствие, но учит их правильному взгляду на подвиг. Для чего мы должны его совершать? Чтобы порадоваться своему совершенству, своей силе воли, своей выдержке? Или для того, чтобы осознать, что у нас есть силы и средства, есть время и способности, которые стоит использовать для достижения главного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!