Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12
03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Существует традиция понимания этого отрывка как указания Самим Господом Иисусом Христом на превосходство монашеского образа жизни над семейным. Традиция эта весьма устойчива и авторитетна. Но если мы внимательнее приглядимся к тому, что было здесь сказано Христом, то увидим нечто иное.
После слов учеников о том, что «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», Господь не соглашается с этим утверждением, а говорит, что «не все вмещают слово сие, но кому дано». Есть те люди, которым от Бога в качестве особого устроения дана сила нести безбрачный образ жизни, но такой образ жизни должен сопровождаться исключительным целомудрием, что, опять же, человеческими силами недостижимо, это дар Божий. Конечно, как и всякий другой дар Бога, целомудрие может быть дано человеку от рождения как его естественное свойство, но в большинстве случаев оно достигается путем многолетнего подвига. При этом целомудрие не является требованием, которое Господь предъявляет лишь к тем, кто избрал безбрачный образ жизни. Слова сегодняшнего отрывка, в которых Христос излагает Свое отношение к браку, говорят о том же, то есть о целомудрии. Если его нет, и если нет стремления к нему, то построить нормальные — такие, какие заповеданы Богом — семейные отношение не удастся. Ведь целомудрие означает, что целью своей жизни человек полагает исполнение воли Божией, а не жизнь ради удовлетворения сиюминутных интересов и похотей. Тогда как именно это последнее и представляет собой те причины, по которым было позволено разводиться современникам Христа. В ту эпоху израильтянин мог оставить свою жену фактически без повода: достаточным основанием считалось, например, несовершенство ее кулинарных навыков или же несколько померкшая телесная красота. Подобного рода уважительных причин было бесчисленное множество, все их можно свести к одной: разводиться можно было в том случае, если жена вольно или невольно мешала в полной мере наслаждаться жизнью. Но что это, если не отсутствие целомудрия, которое находит основание в установившейся традиции эпохи?
Христос в разговоре со Своими учениками указывает именно на это. А его дальнейшие слова касаются не только тех, кто решил не вступать в брак, но и тех, кто идет по пути семейной жизни. И первым, и вторым необходимо в духовном смысле быть скопцами, и первые, и вторые должны всеми силами стремиться к целомудрию ради исполнения предельно ясно высказанной воли Божией.