Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует традиция понимания этого отрывка как указания Самим Господом Иисусом Христом на превосходство монашеского образа жизни над семейным. Традиция эта весьма устойчива и авторитетна. Но если мы внимательнее приглядимся к тому, что было здесь сказано Христом, то увидим нечто иное.

После слов учеников о том, что «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», Господь не соглашается с этим утверждением, а говорит, что «не все вмещают слово сие, но кому дано». Есть те люди, которым от Бога в качестве особого устроения дана сила нести безбрачный образ жизни, но такой образ жизни должен сопровождаться исключительным целомудрием, что, опять же, человеческими силами недостижимо, это дар Божий. Конечно, как и всякий другой дар Бога, целомудрие может быть дано человеку от рождения как его естественное свойство, но в большинстве случаев оно достигается путем многолетнего подвига. При этом целомудрие не является требованием, которое Господь предъявляет лишь к тем, кто избрал безбрачный образ жизни. Слова сегодняшнего отрывка, в которых Христос излагает Свое отношение к браку, говорят о том же, то есть о целомудрии. Если его нет, и если нет стремления к нему, то построить нормальные — такие, какие заповеданы Богом — семейные отношение не удастся. Ведь целомудрие означает, что целью своей жизни человек полагает исполнение воли Божией, а не жизнь ради удовлетворения сиюминутных интересов и похотей. Тогда как именно это последнее и представляет собой те причины, по которым было позволено разводиться современникам Христа. В ту эпоху израильтянин мог оставить свою жену фактически без повода: достаточным основанием считалось, например, несовершенство ее кулинарных навыков или же несколько померкшая телесная красота. Подобного рода уважительных причин было бесчисленное множество, все их можно свести к одной: разводиться можно было в том случае, если жена вольно или невольно мешала в полной мере наслаждаться жизнью. Но что это, если не отсутствие целомудрия, которое находит основание в установившейся традиции эпохи?

Христос в разговоре со Своими учениками указывает именно на это. А его дальнейшие слова касаются не только тех, кто решил не вступать в брак, но и тех, кто идет по пути семейной жизни. И первым, и вторым необходимо в духовном смысле быть скопцами, и первые, и вторые должны всеми силами стремиться к целомудрию ради исполнения предельно ясно высказанной воли Божией.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!