Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 13-28
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Когда мы читаем Евангелие, мы должны помнить, что перед нами литературное произведение особого жанра, и что у каждого из евангелистов был свой метод работы над текстом и свое видение компоновки материала. Апостол Матфей соединял схожие по своей сути фрагменты в единые блоки, поэтому в Евангелии, надписанном его именем, легко выделить разделы, которые посвящены учению Христа, Его чудесам, Его притчам, Его пророчествам и так далее. Но при этом внутри самих разделов нет почти никаких разделений, поэтому у читателей может возникнуть впечатление, что, к примеру, притчи сказаны Христом друг за другом и в одном месте, тогда как это не соответствует действительности. То же самое относится и к пророчествам.
В сегодняшнем евангельском фрагменте переплелись два Христовых пророчества, которые относятся к разным эпохам и к разным событиям. Первое из них говорит об осаде и разрушении Иерусалима в 70-м году после Рождества Христова, об этих событиях написал историк Иосиф Флавий в хронике «Иудейская война». Тогда же был разрушен и Иерусалимский храм, именно об этом ссылкой на пророка Даниила говорил Христос: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте». У жителей Иерусалима был только один выход: спасаться бегством, были те, кто попытался это сделать через скрытые подземные тоннели и канализацию. Скрыться от преследований римских легионеров можно было только в горах Иудейской пустыни, об этом тоже сказал Христос: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».
Далее начинается фрагмент пророчества, который относится совсем к другому времени: ко времени Второго Христова Пришествия. Оно будет совершенно непохоже на первое, образ Второго Пришествия будет совершенно иным: нет того человека, который сможет его не заметить. Самое близкое подобие — молния. Для жителей современных мегаполисов это подобие не вполне убедительно: шум города, его огни, толстые стены наших домов и стеклопакеты делают молнии не всегда заметными, но не так было в Израиле времен Христа, там и тогда не заметить молнию и гром было невозможно. Точно также будет невозможно не заметить Второе Пришествие Христово.