Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот отрывок пространного обличения Господом Иисусом Христом нравов современных Ему книжников и фарисеев посвящен непростым взаимоотношениям представителей официальной религии Израиля и ветхозаветных пророков. Казалось бы, что плохого в том, чтобы почитать умерших пророков? Почему воздвигать им красивые гробницы и строить памятники — плохо? Почему через эти действия книжники и фарисеи изобличают сами себя?

Для ответа на все эти вопросы нам надо вспомнить, что никакой из ветхозаветных пророков, особенно же из пророков того времени, которое предшествовало вавилонскому плену, не был популярен среди соотечественников. Пророки вообще были крайне неудобными людьми: они говорили не то, что от них хотели услышать, они редко утешали, но очень часто обличали. Они не подчинялись властям. Их невозможно было подкупить. Они вели себя крайне странно и непонятно. Своими речами и всем своим обликом они раздражали очень многих, что зачастую заканчивалось для них насильственной смертью.

Если обобщить основной посыл пророческих посланий и попытаться выразить его предельно кратко, то можно сказать так: пророки призывали к живому богообщению, они боролись с подменой общения с Богом ритуалом. Но израильтяне тяготели к ритуалу. Конечно, эта трагическая особенность не является исключительно израильской, подобное тяготения испытывают очень многие религиозные люди. Им кажется, что если правильно исполнить ритуал, если принести нужную жертву в нужное время в нужном месте, то все проблемы будут урегулированы: как в отношениях с Богом, так и в отношениях с людьми. Пророки неустанно повторяли: это не так, Бог ждет от человека не жертв и не ритуала, Он хочет, чтобы мы были искренни в общении с Ним и друг с другом, чтобы мы были милосердны, и чтобы в первую очередь заботились о чистоте совести, а не о том, как правильно выполнить ритуальные предписания.

Такие призывы хорошо читать, но очень сложно им следовать. Так получилось и с пророками: время показало их правоту, постепенно сложилось их народное почитание, стали появляться красивые гробницы и памятники, но гробницы и памятники — это тоже ритуал, это тоже некоторое внешнее действие, тогда как сами пророки призывали сосредоточиться на внутреннем. Но нет. Потомки убийц пророков их не услышали, своими действиями они свидетельствовали, что для них, как и для их предков, важны лишь внешние проявления религиозности, а не то, чего хочет от человека Бог.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!