Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

23-я глава Евангелия от Матфея практически полностью состоит из обличительных слов Христа Спасителя. Можно сказать, этой что Своей речью Господь подводит черту под попытками «достучаться» до представителей израильской религиозной элита. Но сами по себе обличения — еще одна попытка, которую Христос делает с использованием очень ярких образов, которые были понятны Его слушателям, но часть из них нуждается в пояснении для современного читателя, незнакомого с традициями и бытом Израиля двухтысячелетней давности.

Одно из таких мест — уподобление книжников и фарисеев окрашенным гробам. По сути здесь все понятно: внешность гроба и его наполнение резко контрастируют друг с другом, здесь абсолютно неважно, что понимается под гробом — пещера, как это было в Палестине, или же деревянный ящик, как это принято в Европе, ведь любой предмет значительно симпатичнее разлагающегося человеческого тела. Так и внешние проявление жизни книжников и фарисеев контрастировали с их внутренней сутью, о чем Господь сказал здесь же: «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Любопытно же в речи Христа упоминание покраски гробов. Если с привычными нам деревянными ящиками все понятно, то что имел в виду Господь, когда произносил Свои слова? Ведь в Его время в Палестине бытовал совершенно иной способ погребения умерших — их заворачивали в саван и клали в пещеры. Что же здесь можно красить? И, главное, зачем?

Ответ кроется в ветхозаветном запрете на прикосновение к мертвому телу. Об этом сказано в книге Чисел: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем» (Числ. 19:11–13).

Как мы видим из текста Ветхого Завета, этот запрет не носил абсолютный характер, прикосновение к усопшим влекло за собой временную ритуальную нечистоту, но для таких ревнителей закона, как книжники и фарисеи этого было достаточно для того, чтобы всеми доступными им средствами избегать прикосновения к мёртвым телам. Именно из этого их буквалистского отношения к тексту Священного Писания произошел обычай раз в год белить известью пещеры, служившие гробницами. Такие пещеры были видны издали, выглядели они весьма симпатично, но содержимое их было совершенно иным.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!