Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У евангельских «книжников и фарисеев» было немало проблем духовного свойства. Частично они перечислены в этом фрагменте 23-й главы Евангелия от Матфея. Но, конечно, эти люди не были эталонными злодеями, они были вполне обычными людьми, которые выросли и сформировались в определенное время, в определенном народе и в определенном историко-культурном контексте. Если попытаться уйти от особенностей эпохи и перевести слова Христа на современный нам язык, то мы увидим немало интересного, прежде всего, в самих себе. Может даже оказаться, что Спаситель обличает не столько Своих современников, сколько нас, и, как то ни печально, священнослужителей.

Для примера можно взять обличение книжников и фарисеев с упоминанием вдов и длительных молитв: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение». Сама по себе конструкция этой фразы нуждается в расшифровке. Что означает «поедаете домы вдов»? Вполне очевидно, что здесь мы имеем дело с некоей фигурой речи, которую не стоит понимать буквально: никто, никогда и нигде не питался домами, не делали этого и книжники с фарисеями. Но они принимали на себя заботу о вдовах, которые в ту эпоху были самыми бедными и незащищенными людьми, особенно в тех случаях, когда они оставались без попечения со стороны взрослых детей. У книжников и фарисеев были своего рода программы социальный помощи вдовам, но, к сожалению, эти программы приводили к выманиванию денег за духовные наставления, которые предварялись длительными молитвами. Святитель Иоанн Златоуст сказал по этому поводу такие слова: «Они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтоб облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: „лицемерно долго молитесь“».

Во все времена и в любом обществе одинокие женщины ищут поддержки и опоры, они надеются их обрести в людях, которые кажутся им честными и бескорыстными. Книжники и фарисеи пользовались этой надеждой вдов, а для того, чтобы произвести на них необходимое впечатление, они изображали из себя особых молитвенников и аскетов, женщины верили им, слушали их, а в качестве благодарности отдавали последнее. Спаситель обличает такое поведение книжников и фарисеев очень жестко, но вместе с этим Он обличает и всех тех, кто ведет себя подобным образом, кто лишь изображает помощь, кто пользуется доверчивостью и беззащитностью с тем, чтобы под благовидным предлогом преумножить собственное благосостояние.

У евангельских «книжников и фарисеев» было немало проблем духовного свойства. Частично они перечислены в этом фрагменте 23-й главы Евангелия от Матфея. Но, конечно, эти люди не были эталонными злодеями, они были вполне обычными людьми, которые выросли и сформировались в определенное время, в определенном народе и в определенном историко-культурном контексте. Если попытаться уйти от особенностей эпохи и перевести слова Христа на современный нам язык, то мы увидим немало интересного, прежде всего, в самих себе. Может даже оказаться, что Спаситель обличает не столько Своих современников, сколько нас, и, как то ни печально, священнослужителей.

Для примера можно взять обличение книжников и фарисеев с упоминанием вдов и длительных молитв: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение». Сама по себе конструкция этой фразы нуждается в расшифровке. Что означает «поедаете домы вдов»? Вполне очевидно, что здесь мы имеем дело с некоей фигурой речи, которую не стоит понимать буквально: никто, никогда и нигде не питался домами, не делали этого и книжники с фарисеями. Но они принимали на себя заботу о вдовах, которые в ту эпоху были самыми бедными и незащищенными людьми, особенно в тех случаях, когда они оставались без попечения со стороны взрослых детей. У книжников и фарисеев были своего рода программы социальный помощи вдовам, но, к сожалению, эти программы приводили к выманиванию денег за духовные наставления, которые предварялись длительными молитвами. Святитель Иоанн Златоуст сказал по этому поводу такие слова: «Они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтоб облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: „лицемерно долго молитесь“».

Во все времена и в любом обществе одинокие женщины ищут поддержки и опоры, они надеются их обрести в людях, которые кажутся им честными и бескорыстными. Книжники и фарисеи пользовались этой надеждой вдов, а для того, чтобы произвести на них необходимое впечатление, они изображали из себя особых молитвенников и аскетов, женщины верили им, слушали их, а в качестве благодарности отдавали последнее. Спаситель обличает такое поведение книжников и фарисеев очень жестко, но вместе с этим Он обличает и всех тех, кто ведет себя подобным образом, кто лишь изображает помощь, кто пользуется доверчивостью и беззащитностью с тем, чтобы под благовидным предлогом преумножить собственное благосостояние.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.