Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Сегодняшнее Евангелие о Марфе и Марии, которое традиционно читается во все праздники Пресвятой Богородицы, поначалу кажется очень благостным: как же здорово, когда духовное предпочитается житейскому, материальному! Но если вспомнить исторический контекст — от благостности не остаётся ни малейшего следа!
Место женщины в патриархальном традиционном обществе было очень жёстко регламентировано. Она всегда — при мужчине, будет ли это отец, глава семейства, муж, брат — или кто-то другой, но сама по себе она не представляла значимую социальную единицу. Её главная задача — вспомогательная по отношению к мужской стороне: поэтому с точки зрения современников Иисуса поведение Марии было откровенно вызывающим — проигнорировать необходимость приготовить хорошее угощение гостю — это самая настоящая революция в семье! И только в таком ключе мы можем понять, как прозвучали слова поддержки со стороны Иисуса — и добрый укор Марфе — они прозвучали, как громовой раскат среди ясного неба! Как, неужели можно вот так всё бросить, все заботы по хозяйству — и предаться высоким размышлениям?
Своим поступком Спаситель показывает очень важную истину: там, где на самом деле появляется Бог, житейское должно отступать на второй план. Не уничтожаться, не умаляться — но просто сдвигаться в сторону. Для бытового — время всегда найдётся. А вот то зыбкое, едва уловимое дыхание Духа — легко и пропустить.
Почему именно это чтение избрала святая Церковь в дни праздников Богородицы? Потому, что с первых веков твёрдо верила: во всей истории человечества только Пречистая Дева смогла быть верной этому тонкому дуновению Святого Духа и никогда не предпочесть ему что бы то ни было из земного и житейского. Безграничная духовная отзывчивость — вот как бы я назвал это состояние души, которая в любой момент, даже самый неожиданный, даже самый рискованный, можно с готовностью ответить: «се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!»
Как мы можем научиться хотя бы в малой мере этой духовной отзывчивости? Прежде всего, необходимо внимание к своему внутреннему состоянию, то, что святитель Феофан Затворник называл непрестанным «внутрьпребыванием» — когда что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, но внимание смотрит внутрь и моментально распознает, какие помыслы или переживания трогают наше сердце.
Следующий шаг — запоминать, что именно выводит нас из мирного и благостного состояния духа, и что, напротив, помогает нам снова его обрести.
И, наконец, третий этап — научиться «усилию без усилия» — то есть привычному «подруливанию» в доброе расположение духа — только при котором мы и оказываемся в состоянии услышать дуновение Духа среди всепоглощающего шума житейской суеты!
А главное, дорогие братья и сестры, что хотелось бы мне пожелать в этот праздничный день Успения Пречистой Девы — почаще ощущать вкус от нашей сонастроенности действию Духа — и тогда радость сидения вместе с Марией у ног Иисуса нас никогда не покинет!