Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33
Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27
Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-4
В нашей жизни часто встречается одно явление, которому мы редко придаём значение — однако это явление вовсе не такое уж безобидное. Имя этому явлению — обесценивание. И когда мы слышим в Евангелии, как Иисус повелевает апостолу Петру заплатить подать, дабы не соблазнить окружающих, или говорит об опасности соблазна утраты детской веры — проблема обесценивания предстаёт перед нами во всей своей красе.
С чем обычно связано обесценивание? С навязыванием другому собственной системы ценностей и игнорированием, а то и сознательным высмеиванием, представлений другого. Чаще всего обесценивание — выражение бессознательного стремления доминировать, подчинить другого себе, причём в самых основах мироощущения. Обесценивание противоположно любви, которая, по слову апостола «всему веру емлет», любимого почитает нелживым — не потому, что не замечает, какими белыми нитками всё сшито — а потому, что если сами эти нити для любимого представляют значимость — значит, и для любящего они — ценность.
В одной книге притч есть рассказ о том, как Моисей решил исправить невежественную веру простого пастуха, который каждый вечер наливал Богу в мисочку самое лучшее молоко — и утром был счастлив, когда находил миску опустошённой: значит, Бог принял его дар! Спрятавшись вместе с ним ночью, Моисей показал ему, как ночью приходит лисичка и выпивает молоко. Казалось бы, глупая вера пастуха была посрамлена — и теперь он мог научиться верить правильно. Но Бог сказал Моисею: «Моисей, ты ошибся! Действительно, я —чистый Дух. Но я всегда принимал с благодарностью молоко, которое приносил мне в дар этот простой пастух в качестве выражения своей любви. Мне самому оно не нужно, Я делился им с этой лисичкой, которая очень его любит».
Когда мы сталкиваемся с откровенным религиозным невежеством — но при этом, как говорится, «от души», надо быть очень деликатным и мудрым, чтобы не подменить наставление обесцениванием. Какой бы ни была смешной и безрассудной святыня для другого человека — мы должны это учитывать — не ради самой мнимой святыни, а ради бережного отношения к чувству человека. Благоговение и трепет — очень нежные точки роста религиозности, и если их цинично прижечь обесцениванием — то больше они могут и не проклюнуться!
Помоги же нам, Господи, научиться распознавать то, что является святыней для других, — и даже если мы внутренне с этим не согласны, проявлять деликатность и уважение к пробуждающемуся религиозному чувству!