Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня первый день Успенского поста, в этот день Церковь совершает празднество в честь воспоминания Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник отсылает нас к традиции, которая бытовала в Константинополе: там в этот день Крест Господень выносили на улицу ради освящения местности и предотвращения болезней. С этим воспоминанием связано и еще одно, значительно более важное для нас событие: согласно части летописных источников именно в этот августовский день состоялось крещение Руси в водах Днепра. И, конечно же, вместе с воспоминаниями о локальной традиции ушедшей Византийской империи и крещения Руси, мы вспоминаем и те евангельские события, которые связаны с Крестом Господним, — события взятия Христа Спасителя под стражу, суда над Ним и казни на Кресте. Именно об этом и повествует сегодняшний евангельский отрывок.

Мы знаем, что привело Христа на Крест — за этим стояла злая человеческая воля. Она была выражена в поступках конкретных людей, имена главных действующих лиц известны нам из Евангелия. Но уже очень давно и абсолютно убедительно доказано множеством талантливых писателей и глубоких мыслителей, что роль личности в трагедии убийства Воплощенного Бога минимальна, Христос пострадал бы в любое другое время и в любом другом обществе. Конечно, можно попытаться оспорить это умозаключение, но вот в чем дело: во Втором послании к Тимофею апостол Павел написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12), для апостола эти слова не были голыми теоретическими выкладками, ведь они были им написаны после рассказа о его собственных страданиях, а страдания апостола не были следствием его грехов, плохого воспитания или же дурного характера, они — следствие веры во Христа и действий согласно этой вере. Известно, что жизнь апостола Павла закончилась насильственной смертью, как и жизнь абсолютного большинства других апостолов.

Вслед за апостолами по этому пути прошли многие другие люди. Тех, кого мы знаем, Церковь называет «мучениками». Так или иначе, но по схожему пути проходят все христиане, для которых слова Христа — не культурный феномен, а руководство к действию. Эти мужественные искренние люди не делают ничего дурного, но они во все эпохи во всех обществах оказываются не поняты, а потому гонимы. Причина все та же — злая человеческая воля, носителями которой в той или иной степени являемся все мы. Эта воля живет в нас со времени грехопадения. Христос пришел ее исправить, Он показал нам путь, но Его путь — это не теория, это практика, она состоит в уподоблении Ему, которое начинается с умения не пытаться противостоять злу силой, так, как и Сам Воплощенный Бог отказался использовать Свое божественное могущество ради защиты Своей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!