Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вопрос апостолов относительно пророка Илии возник не просто так, этот вопрос не был праздным. Сегодняшний евангельский отрывок располагается в Евангелии от Матфея сразу после описания Преображения Господня, а во время Преображения Христос беседовал с Моисеем и Ильей, апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели это, и их вопрос был продиктован впечатлением от явления одного из величайший пророков израильской древности.

О пророке Илии знает, пожалуй, любой человек, который хотя бы в какой-то степени ассоциирует себя с православием, или, как минимум, знакомый с культурной составляющей православия. Илия не писал пророческих книг, но он более известен, чем те пророки, которые оставили по себе письменное наследие. Тому есть простое объяснение: никакой другой пророк не восходил на Небо, все остальные пророки Ветхого Завета умирали так, как умирают обычные люди, но с Илией было иначе — о его вознесении сказано в Четвертой книге Царств: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Но на этом история пророка Илии не заканчивается, более поздний пророк — Малахия — в своей книге написал о том, что «пред наступлением дня Господня, великого и страшного» Бог пошлет Илию на землю. Именно это пророчество имели в виду апостолы, когда они со ссылкой на слова знатоков Священного Писания спросили Христа об Илие.

Ответ Спасителя, с одной стороны, дал объяснение пророчеству Малахии, с другой — Его ответ вызывает новые вопросы. Причем вопросы эти не возникли у апостолов, но они возникают у нас. Самый важный из них можно сформулировать таким образом: пророк Илия и Иоанн Креститель разные люди, как может один из них выступать в роли другого? Нет ли в этом прочтении некоторой подтасовки? Если нет, то тут же появляется следующий вопрос — относительно «дня Господня, великого и страшного», ведь традиционно под этим днем Священное Писание понимает не первое, а второе Пришествие Христа и связанную с ним кончину мира. Это довольно непростые вопросы, но существует вполне убедительные и, что немаловажно, краткие попытки ответа на них.

Так, один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия от Матфея святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что Писание различает два Христова Пришествия, тогда как современные Христу иудеи такого различия не проводили. Пророк Илия будет послан Богом на землю перед Вторым Пришествием, собственно, именно на Второе Пришествие указывает в своей книге пророк Малахия когда упоминает «день Господень, великий и страшный», а перед первым служение Илии исполнил Иоанн Предтеча, об этом и сказал в Своем ответе апостолам Христос Спаситель.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!