Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 24-36

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притчи о Царстве Божием, которые мы сейчас слышали, прозвучали не просто так. Для слушателей Иисуса — они новаторские, радикальным образом изменяющие привычные, расхожие среди иудеев представления о том, каким же будет Царство Бога, когда придёт Мессия, долгожданный освободитель?

Давайте внимательно посмотрим, что же хочет донести до слушателей Иисус Своими глубокими притчами? Прежде всего следует отметить: современники Спасителя привыкли разделять всё на злое и доброе, чёрное и белое. И в полной мере это же относилось и к самому времени: настоящий век — злой, растленный, исполнен неправдой и немощами, проходит в одних страданиях и бедствиях. Будущий же век будет полной противоположностью: век будет «бесконечным» (2 Енох 65:8; 2 Вар 44:11), «великим» (2 Енох 58:5; 61:2); там не будет «ни усталости, ни болезни, ни страданий, ни нужды, ни слабости, ни ночи, ни тьмы» (2 Енох 65:9; ср. 1 Енох 58:6). Те, кто туда попадут, будут находиться в «мире» (1 Енох 58:4; 71:17; 2 Вар 51:3), «покое» (2 Вар 85:11), «радости и веселии» (2 Енох 20:4; 42:6), «великом неразрушаемом свете и в раю, великом и нетленном; и все тленное исчезнет» (2 Енох 65:10; см. также 3 Езд 7:113; 8:53; 2 Вар 44:12).

Другими словами, речь в этих ожиданиях шла о радикальном изменении всего, что окружает человека, — и внешнего контекста, и внутреннего содержания. Сейчас всё плохо — придёт Мессия — и всё само собой станет хорошо — если предельно упростить этот взгляд.

Теперь посмотрим, что же старается донести Спаситель до своих слушателей посредством притч. Он очень деликатно подводит их к простой мысли: и добро, и зло вполне актуальны и в настоящем веке — они словно семена пшеницы и плевел растут рядом, до времени — так и должно быть! И мука без закваски тестом не станет, но и сама закваска без муки — тоже никого от голода не избавит, они нужны друг другу! Малое семя горчицы незаметно среди прочих семян — но когда прорастёт в земле, становится огромным растением.

Другими словами, не стоит ждать, когда всё зло само по себе исчезнет — а добро восторжествует: этот процесс уже идёт сейчас полным ходом, причем с активным участием самого человека! Заметим — во всех притчах есть как бы незаметный, но при этом постоянный участник — сам человек, который возделывает поле и замешивает хлеб. Не будь его — притчи оказались бы бессмысленными: само по себе ни поле не родит, ни тесто не замешивается! Значит, между двумя полюсами добра и зла есть очень важный игрок — сам человек — от выбора которого и зависит, чем будет в большей мере наполнен мир — добром или злом! И человек в этом процессе — не «страдательная» сторона, а активная — его ежеминутный выбор и определяет качество всеобщего благобытия или, напротив, злосчастья!

В сегодняшнем Евангелии Христос Спаситель учит нас взрослости — готовности самостоятельно включаться в работу по преодолению зла прежде всего в себе самом — а потом и вокруг себя. И, что очень важно понимать — никто вместо нас эту работу проделать не сможет — даже Сам Господь Бог!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!