Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23. Комментирует - Евангелие с отцом Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Вся притча о сеятеле постоянно вращается вокруг двух слов — слышание и разумение. Разные варианты сочетания этих понятий — как в положительном, так и отрицательном виде — рождают разные категории людей по отношению к слову Божию.

Когда человек не слышит то, что ему говорит Бог? Когда это идет вразрез с тем, что для самого человека важно и привычно. Когда слово Бога воспринимается как вторжение в личную неприкосновенность. Когда человек настолько привык жить в своём скафандре самодостаточности, что любая разгерметизация для него кажется смерти подобной.

Что же необходимо для слышания? Очевидно, иметь уши открытыми — то есть готовыми воспринимать любой звук, который придёт — хоть ласкающую слух нежную мелодию, хоть сотрясающие перепонки раскаты грома. Открывая свои уши, мы неизбежно вступаем в область рисков — и это — нормально.

Тогда что же такое пресловутое «разумение»? В греческом тексте использован глагол συνίουσιν — производное от συνίνμι прозревать, постигать, понимать. В контексте притчи о сеятеле становится понятным, что речь идёт о чём-то значительно большем, чем о формальном понимании содержания. Образ зерна, так и не сумевшего прорасти и закрепиться в почве, показывает недостаточность внешнего понимания: живое слово Бога — это не закон физики, который просто надо знать и уметь применять — слово Бога, скорее, похоже на закваску, которая либо переквасит собой тесто, либо сгниёт — если окажется в неподходящих условиях. Понимание в этом евангельском смысле — это усвоение личностью содержания настолько глубоко, что оно становится неотъемлемой частью самого себя — то самое «постижение», которое формальным образом невозможно.

Заметим, что совершенно бессмысленно поставить закваску в герметичной банке рядом с кастрюлей теста — как и разбросать по полю целофановые пакетики с зёрнами. Более того — если продолжить эту аналогию — определённые виды семян без специальной подготовки всё равно не прорастут даже в самых благоприятных условиях — им требуется стратификация, запуск программы роста, который может быть весьма специфичен. Другими словами, между семенем и землёй должно начаться активное взаимодействие — иначе оно, словно брошенное на голый камень, так и погибнет бесцельно.

Но сегодня мне хотелось бы сказать ещё об одной опасности, которая в притче о сеятеле не сильно заметна: человек может так предварительно обработать зёрна, что даже брошенные в самую благодатную почву, они всё равно не прорастут. Что же это за коварная упаковка живого Слова Божия, из-за которой оно может оказаться бездейственным?

Имя этой упаковки — страх и недоверие Богу. Можно в глубине души настолько сильно и неосознанно опасаться реального вхождения Бога в твою жизнь — и вместо распахнутых навстречу Ему объятий выставить надёжный кордон из гарантированно правильных интерпретаций слова Божия авторитетными источниками — которые настолько правильны и стерильны, что точно ничего не разрушат и не изменят в привычном укладе жизни! Такой как бы любитель слова Божия похож на такого же любителя огородных дел — который с упоением разглядывает красивые упаковки семян у себя на полке, мечтая, что когда-то и у него тоже будут такие же помидоры по килограмму и налитые баклажаны, как на картинках, — при этом не имея даже участка земли, где он мог бы их высадить. Зато ряды пакетиков всегда будут радовать глаз своими возможностями — правда, воображаемыми...

Хочется пожелать всем нашим слушателям набраться мужества относиться к Слову Божию как к живому, действенному, живительному — ощутить своим сердцем эту живость — и не побояться внимательно посмотреть, как откликается это Слово в сердце и что за плоды приносит!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!