Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 3-9
Господь Иисус Христос в Своих притчах всегда использовал образы, которые были прекрасно известны Его слушателям. Сеятель и его дело — это то, с чем израильтяне регулярно и неизбежно сталкивались на протяжении всей своей жизни. Многие из них сами были сеятелями, они прекрасно понимали, какие опасности и риски есть у этого занятия.
Мы знаем продолжение сегодняшней притчи, в этой же 13-й главе Евангелия от Матфея Спаситель даст собственное разъяснение услышанных нами слов. Из этого разъяснения мы узнаем, о чем здесь идет речь. Но смысл притчи Господь объяснит лишь Своим ученикам, тогда, когда они останутся наедине. Остальные же должны были понять суть сказанного опираясь лишь на то, что было произнесено до слов «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Но что можно понять из сказанного, ведь притча выглядит довольно банальной, и в ней отсутствует какой-либо нравственный вывод. Да, сеятель может ошибиться и бросить зерно не на ту почву. Да, солнце может уничтожить всходы, а сорняки помешать собрать хороший урожай, ну а то зерно, которое упадет на хорошую почву и у которого в дальнейшем будут благоприятные условия для роста принесет прекрасный плод. Все так. И все понятно. Какие из всего этого можно сделать выводы, если не читать дальнейшее объяснение Христа, которое Он дал апостолам?
Для ответа на этот вопрос необходимо знать символические библейские значения тех понятий, которые в Своей притче использует Спаситель. Его слушателям эти значения были известны, если, конечно, они относились с вниманием к тому, что слышали в синагогах.
Во-первых, обращает на себя внимание слово «земля». Для израильтян это понятие было священным, ведь несмотря ни на что они продолжали — и продолжают до сих пор — жить на той земле, которая была обещана Богом праотцу Аврааму. Им пришлось немало пострадать за саму возможность пребывания на этой земле: их предки сумели войти в нее лишь после сорокалетнего странствования по пустыне, история пребывания израильтян на их земле сопровождалась множеством войн, они были уведены с нее в вавилонский плен и вторично обрели ее. При всем при этом они очень четко осознавали, что хозяином их земли является Сам Бог, а они — лишь пришельцы. Их земля — священна, и всякий, кто взаимодействует с ней — совершает своего рода священнодействие.
Во-вторых, в этой притче очень важен образ семени, который также был прекрасно знаком израильтянам из Ветхого Завета. В книге Бытия слово «семя» неоднократно применяется к конкретному потомку человека и его потомству в целом. А если следовать Первой книге Ездры, то сам израильский народ — семя, которое не должно смешиваться с иноплеменниками (см. 1 Езд. 9:2).
Третье важное библейское понятие, которое используется в притче, это «терние». Впервые о нем мы слышим в третьей главе книги Бытия, где речь идет о проклятии Богом земли из-за греха Адама. Терние в Библии является одновременно символом страданий из-за его колючек, которые причиняют боль, разочарования, потому что оно растет вовсе не там, где хотелось бы, и бесплодного труда, ведь из-за терния страдают растения, от которых человек ожидает получить плод.
Использование Господом Иисусом Христом в одной причте этих трех библейских понятий должно было помочь Его слушателям понять, что речь здесь идет о чем-то значительно большем, чем простой рассказ о превратностях палестинского земледелия, что Спаситель призывает подумать над совсем иными вопросами, которые касаются взаимоотношения Бога и венца Его творения — человека. Земля создана ради человека, человек же послужил причиной изменения свойств земли в худшую сторону, но Бог не оставляет нас, Он продолжает свою заботу, Он сеет и взращивает людей, готовых жить по Его воле, но результат трудов Бога во многом зависит от человека, потому что у каждого из нас есть Богом данная свобода воли.