Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50; Глава 13, стихи 1-3. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 1-3

01 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

02 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

03 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если смотреть на этот текст поверхностно, то можно увидеть в нем отталкивающее пренебрежение Христа к Его Матери. А еще можно увидеть то, что увидел святитель Иоанн Златоуст. По его мнению, желание Божией Матери увидеть Своего Сына проистекало из Ее «излишней ревности к правам своим». Свою мысль святитель Иоанн выразил так: «В самом деле, поступок Её происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко; а потому и приступила не вовремя». Конечно, святитель Иоанн — один из величайших святых, его толкования на Священное Писание удивительны по своей глубине и прекрасны по содержанию, но в отношении прочтения этого фрагмента Церковь с ним не согласна.

Блаженный Иероним Стридонский замечает, что Сама Божия Матерь в этом фрагменте не произносит никаких слов, у нас нет евангельского свидетельства, что Она пыталась оказать давление на Своего Сына. В Евангелии мы находим лишь передачу чьих-то слов. Блаженный Иероним делает такое предположение: «Мне кажется, что этот, возвещающий Господу, делает это не случайно и не просто; но он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу».

Ответ Христа тому человеку, который сообщил Ему, что «Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою», лег в основу христианского отношения к родству по плоти. Этот вопрос можно считать не самым значимым, если не брать во внимание отношение иудеев к происхождению от Авраама. Для них прямое родство с Авраамом было самым важным критерием того, что человек принадлежит к народу, к которому относятся обетования Ветхого Завета. Но апостолы вскоре после Христова Воскресения обратили свою проповедь во вне, они вышли за пределы иудейской среды. Естественно, что это не было их личным решением, такова была и есть воля Божия. В начале проповеди язычникам возник серьезный вопрос: эти люди не происходят от Авраама, значит, и обетования Ветхого Завета не имеют к ним никакого отношения, значит, и Христова миссия на них не распространяется. Не для них Христос умер и воскрес. Но здесь на помощь пришли слова Самого Христа: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Значит, необходимо было уйти от признания родством лишь родства по плоти.

Древней Церкви это далось непросто. Мы знаем, что апостолу Павлу пришлось немало потрудиться, чтобы убедить христиан из иудеев принять как равных христиан из язычников. Но в конечном итоге логика апостола Павла победила воззрения его оппонентов, и немалую роль в этом сыграла не совсем понятная история про желание Матери и братьев Спасителя поговорить с ним тогда, когда Он был занят делом проповеди.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!