Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42; Глава 11, стихи 27-28. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Одна из особенностей православного богослужебного круга чтений Священного Писания состоит в том, что в праздники, которые посвящены Божией Матери, мы всегда слышим один и тот же отрывок из Евангелия от Луки. В этом отрывке не звучит имя Пресвятой Богородицы, да и вообще речь идет не о Ней, Она здесь упоминается, но в такой форме, которая многим в наши дни показалась бы унизительной: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие». Мы слышим здесь упоминание о физиологии, но не слышим слов о личности Божией Матери. Думаю, что любому из нас было бы не очень приятно услышать упоминание о самом себе исключительно в телесном аспекте. Конечно, необходимо делать поправку на особенности библейского языка и на особенности разговорной речи израильтян двухтысячелетней давности. Но какие бы мы не сделали поправки, мы никуда не сможет деть тот факт, что женщина не воспринималась обществом того времени как полноценная личность. Свидетельство женщины не могло быть принято в суде. Женщины не были самостоятельны и могли существовать лишь в неразрывной связке с мужчиной: с отцом, мужем или сыном. Поэтому нет ничего удивительного, что Евангелие если и говорит о женщинах, то как бы мельком, основные действующие лица евангельской истории — мужчины.

Здесь можно было бы сказать о тех изменениях в мире, которые произошли благодаря христианству. Можно был бы упомянуть о христианском почитании Божией Матери как основе нашего отношения к женщинам.

Но, пожалуй, стоит обратить внимание на нечто совершенно иное.

Из Евангелия и из предания Церкви мы знаем, что Божия Матерь была тем человеком, который не только понял и принял, но и деятельно исполнил слова Своего Сына о смирении: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11–12). Она никоим образом не пыталась поставить Себя на видное место во время земного служения Своего Сына. Она не пыталась быть впереди всех и после Его Вознесения. Она рядом, но Она всегда в тени. И дело здесь не только лишь в особенностях культуры той эпохи, в первую очередь это Ее личный выбор, Ее устремление и потребность Ее души.

Мы можем критиковать богослужебный круг евангельских чтений. Можем размышлять о его усовершенствовании, но нам стоить помнить, что, почитая Божию Матерь, мы исповедуем веру в Ее благое участие в нашей жизни. В том числе и в жизни Церкви. Не без Ее воли мы несколько десятков раз в году слышим о том, что «блаженно Ее чрево», Она продолжает преподавать нам урок совершеннейшего смирения, и через это Она открывает путь к достижению всеми нами искомого подобия Божия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!