Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13

05 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

06 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

07 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

08 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

09 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В конце 13-й главы Евангелия от Матфея содержится во многих отношениях замечательный сюжет, который широко известен и который стоит держать в памяти, когда мы размышляем о сегодняшнем отрывке. Там, в 13-й главе, рассказывается, что Христос, будучи также в Капернауме, столкнулся не с римским язычником, а с теми, кто знал Его с детства и знал Его семью, эти люди, как пишет апостол и евангелист Матфей, «изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него всё это?» (Мф. 13:54–56). Все эти вопросы стали препятствием в вере, и потому 13-я глава Евангелия от Матфея заканчивается печальной фразой евангелиста: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58).

Вполне очевидно, что сегодняшний отрывок имеет самую прямую связь с отрывком из 13-й главы: в обоих случаях события происходят в Капернауме, и оба раза речь идет о вере. В одном случае вера позволила совершить чудо исцеления слуги совершенно чуждого израильскому благочестию римского сотника, в другом — отсутствие веры полностью парализовало благую силу Божию, которая могла бы излиться на жителей родного города Господа Иисуса Христа.

Безусловно, что Бог может всё. Но между «мочь всё» и «делать всё» пролегает гигантская пропасть. Бог может действовать и без веры в Него, ведь Он не определяется нашим к Нему отношением. Но Бог так не действует, Он требует веру. Можно попытаться осмыслить причины этого требования, но, пожалуй, лучше сосредоточиться не на том, что нам неподвластно — на осмыслении логики Бога, а на самих себе, ведь если Богом человек управлять не в состоянии, то над самими собой мы имеем власть.

У римского сотника не было никаких внешних предпосылок для веры во Христа. Но он верил.

У знавших Христа жителей Капернаума должна была быть вера хотя бы в силу их знания Священного Писания и истории собственного народа. Но веры не оказалось. У них было оправдание собственного неверия: как может обладать божественной силой Тот, Кто вырос среди них и Чьих родственников они знают? Эти люди нашли причину своего неверия.

Такого рода причин может быть неисчерпаемое множество. Но вот что удивительно: все те причины неверия, которые кажутся нам вполне благовидными и весомыми, ничего не значат в очах Божиих. Нет той причины неверия, которая могла бы быть принята Богом как уважительная. Все наши умозаключения, которые, как кажется, могли бы послужить неоспоримыми аргументами отсутствия веры, не убеждают Бога, Он их не принимает и с ними не считается. Он не вступает с нами в дискуссию, Он ничего не пытается доказать, Он просто уходит к тем, кто не ищет отговорок, к тем, у кого зачастую нет никаких предпосылок для веры, но есть вера. К таким людям, каковым был сотник из Каперанаума.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!