Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 16-20

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Если спросить человека, знакомого с христианской культурой, что Евангелие говорит о детях, он, наверняка, вспомнит, как Христос сказал: «Не мешайте детям приходить ко мне, ибо таковых есть Царствие небесное». И это не случайно. Дети воспринимаются как те, кто в самой меньшей степени подвержены воздействию греха. Более того, с точки зрения церковных канонов до десяти лет их грехи не судятся вовсе, и они не несут за них ответственности. Однако в сегодняшнем чтении мы встречаем другой образ, связанный с детством. Христос уподобляет книжников и фарисеев капризным детям, которым стараются угодить их друзья. Друзья хотят спеть веселую песню и повеселить или напротив спеть печальную... но капризных детей не устраивает ни то, ни другое. Конечно, детские капризы, как бы они ни раздражали взрослых, не могут быть названы чем-то греховным. Ребенок только учится владеть собой и умение совладать со своим темпераментом в нем только формируется. Кроме того, даже если он что-то сознательно делает неправильно, до определенного возраста, он не способен оценивать, ни важность своих действий, ни того, что следует за поступком. Он только учится этому, постигая правила жизни в обществе. Однако с возрастом человек понимает, что к чему ведет и становится нравственно ответственным. Если его воспитывают правильно, он может понять, что чрезмерными требованиями делает другому больно, а также, что больше всего вредит капризами самому себе.

Когда я был маленький, мой отец служил в небольшом селе, которого даже не было на карте. Людей верующих в нем было много, но и неверующие, конечно, тоже встречались. Одним из таких был наш сосед, с которым я иногда заговаривал о том, о сем. Я сам, как и многие мои родственники, в храм ходил и мне было непонятно, что может этому помешать. Я никогда не видел нашего соседа в храме и однажды спросил его:

— Дедушка, а почему Вы в церковь никогда не ходите?

— Я там ничего не слышу! — ответил он. Ответ был, конечно, странный, так как в конце 80-х большинство прихожан в храме было именно его возраста, но тогда я этого не понимал. Я воспринял его слова по-своему.

— Я проведу вас к самому алтарю, там и клирос, и священник рядом! Вы точно все услышите!

— У меня ноги сильно устанут... сказал он. И опять, не замечая, что бабушки его возраста стоят всю службу, я сказал ему:

— Я принесу вам стул, и вы сможете сидеть...

— Нет, не хочу, — сказал он.

Теперь я понимаю, что поначалу ему хотелось как-то оправдаться, а потом он решил сказать всё как есть: я не хочу! Он был уже взрослым и это не было капризом, это было просто свободным и сознательным выбором. Стоит ли говорить о том, что он несет за это ответственность? Конечно, как любой взрослый человек. Однако, в первую очередь стоит говорить о том, что он сам лишил себя радости, которая рождается из опыта веры.

Книжники и фарисеи жили давно, но вести себя так, как они, мы можем и сегодня, выдумывать для себя причины своего неверия, оправдываться, объясняя свой выбор. Бог не лишает нас свободы и действительно оставляет выбор за нами, но пользуясь этой свободой, мы должны помнить, что повзрослев, несем ответственность за те решения, которые принимаем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!