Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Публичным людям свойственно задумываться над тем, как окружающие воспринимают их деятельность. Певец может беспокоиться о том, нравятся ли людям его песни, художник — о том, как люди относятся к его картинам. Проповеднику, если он правильно понимает то, что делает, интереснее будет уже нечто другое... Он будет думать не столько о восприятии его проповедей, сколько об их результате, о том, меняются ли от них люди. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обращает к ученикам совершенно иной вопрос. Он говорит: Кто Я по мнению людей? Ответы звучат самые разные: учитель, пророк, даже казненный Иоанн Креститель... Но проповедников много, как и пророков, да и Иоанн Креститель при всем величии, лишь предтеча. Среди ответов нет того, который нужен Христу, и Он спрашивает самих учеников: Кто я для вас? Конечно, первый вопрос мог включать в себя второй. Говоря об общественном мнении, Он мог иметь ввиду и учеников, ведь и они — люди... Но с тех, кто ходит вместе со Христом и называет себя Его учениками, другой спрос.

«Кем считаете меня вы?» — спрашивает Иисус. И акцент в этом вопросе именно на слове «вы». И в этот раз он не учит их, не рассказывает им нечто Сам, но спрашивает и ждет ответа. Это возможность проявить свою свободу, взять на себя ответственность за свое решение, а не просто повторить его как чье-то авторитетное мнение. И Петр отвечает от лица всех: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Эти слова так важны для Иисуса, что Он называет их откровением, которое дано Петру Отцом Небесным.

Но почему этот ответ учеников так важен? Какая разница, за кого Его принимают, разве не важнее Его учение? Современный человек рассудил бы именно так. И причина этого в том, что мы давно воспринимаем христианство как мировоззрение, как идею, которая открыта проповедником Иисусом Христом. Таким же проповедником, какими были основатели других религий. Ни сам Иисус, ни Его Евангелие широкому кругу людей не интересны. Важно только то, что можно получить в результате применения Его идей. Если они способствуют добрым отношениям между людьми, помогают наладить отношения с миром духовным, значит мы будем им следовать, а кто и когда их высказал — уже не так важно.

Но судя по сегодняшнему тексту, для Иисуса Христа было важно не столько восприятие Его слов, сколько то, как воспринимали Его Самого. Учитывая, что мы любим всё актуализировать, возникает вопрос: насколько всё это актуально для современного человека? Можно взять из христианства всё доброе, что в нем есть, но при чем здесь личность его основателя? К Нему можно просто с уважением относиться... И всё же для апостолов Христос не просто учитель нравственности. Он Сын Божий, благодаря Которому подлинная нравственность становится возможной. Быть Его учеником — это не просто повторять Его идеи, но жить в постоянной внутренней связи с Ним, сделав Его центром своей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!