Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-38; Глава 10, стихи 1-8. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-38

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 1-8

01 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

02 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

03 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

04 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

05 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

06 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

07 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

08 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Матфея первоначально было адресовано христианской общине, состоявшей из евреев. Существует даже предание, что не дошедший до нас оригинал текста был на еврейском, а не на греческом языке, как тексты других Евангелий. Эта особенность аудитории проявляет себя во многих деталях повествования. В том отрывке, который мы только что услышали, такая особенность тоже есть.

Апостол Матфей перечисляет имена двенадцати апостолов. Само это число далеко не случайно. Дело в том, что Палестина был разделена на двенадцать частей, или как они еще назывались, на двенадцать уделов. Именно из такого количества колен, то есть кланов, состоял еврейский народ. Основатели этих кланов, родоначальники евреев, были сыновьями патриарха Иакова, который, в свою очередь, являлся внуком праведного Авраама, праотца Израиля. Каждому из двенадцати по заповеди Божией полагался удел в Палестине. Во времена Христа эти уделы и населяли их потомки. Избирая апостолов и посылая их на проповедь, Господь словно выделяет по одному проповеднику на каждый клан. Таким образом Он дает понять, что пришел обещанный Мессия и то спасение, которое так долго предсказывали древнееврейские пророки, уже совершается и оно распространится на весь Израиль.

Помимо этого, обращает на себя внимание то, что Христос посылает апостолов не ко всем. Он запрещает им идти к язычникам и самарянам. По современным на тот момент воззрениям евреев, все, кто принадлежал к другим вероисповеданиям, — язычники, они считались скверными. Правоверные иудеи старались не иметь с ними никаких контактов: не сидеть за одним столом, не заключать торговые сделки, даже не здороваться. Самаряне были ближайшими родственниками евреев. Они также почитали пророка Моисея, верили в единого Бога, но их вера была очень сильно искажена языческими влияниями. А потому в глазах израильтян они были предателями и отступниками. Не к язычникам и самарянам должен был прийти Мессия, а в первую очередь к ним, детям Авраама, хранителям истинного закона.

В связи с этим возникает вопрос. Почему же Господь говорит такие слова? Ведь из других Евангелий мы знаем, что Он не гнушался и язычниками. Так, например, Евангелие от Луки полно примеров, где Спаситель обращает внимание окружающих именно на веру язычников, которая в некоторых случаях в разы превосходит веру иудеев.

Дело в том, что апостол Матфей прекрасно знает все особенности психологии своей аудитории. А потому он выбирает из слов Христа то, что им ближе. То, что не вызовет у них шок, отторжение и возмущение. Многим из евреев было необходимо постепенно привыкнуть к той мысли, что они не единственные, ради кого Бог стал человеком. В этом видна мудрость опытного и заботливого педагога, который не вываливает на голову ребенку всю горькую правду жизни за один раз. Он осторожно ведет его к принятию полной Истины. Словно выдает информацию порционно. Дай же, Господи, и нам так поступать со своими ближними. С той же мудростью, предусмотрительностью и заботой. Ведь наш Бог не только Бог правды и справедливости, но и Бог милости и любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!