Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение Нагорной проповеди. Его первая часть посвящена учению о клятве.

В современном мире слова клятвы воспринимаются практически как сорные. Люди говорят друг другу «Я клянусь тебе» и подразумевают при этом «Говорю тебе совершенно точно». Конечно, существуют клятвы при вступлении в должность, клятвы в суде, клятвы верности супругов... Но все они в той или иной мере давно профанированы в нашем сознании. Это воспринимается как некоторое торжественное обещание и не более того. На чем оно должно держаться? На представлениях о чести, об общественном имидже, статусе... Но ценит ли все это современный человек? Задумывается ли об этом? Хотя дело, конечно, не столько в имидже. Дело в том, что клятва для иудея была связана с Богом, его реальностью и присутствием. Бог — живой свидетель и участник человеческих отношений, всего что происходит на земле, что происходит между людьми. Именно поэтому для верующего иудея клятва никогда не была просто публичным заявлением. Она всегда связана с некоторым условием, с событием, которое происходит при ее нарушении. Человек, который клялся Богом, призывал Его в свидетели. Нарушение клятвы при этом осмыслялось как бунт против Творца и подразумевало наказание. Смысл клятвы в том, что тот, кто клянется, самой клятвой принимает эти условия и соглашается на возможные последствия.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит: не клянитесь вовсе, ни Кем и ничем, но да будут слова ваши да да или нет нет, а что сверх этого, от лукавого. Учитывая, что клятвы были очень распространены в ветхозаветном Израиле, призыв не клясться вовсе выглядел очень дерзновенно.

Люди обещают нечто и используют для этого определенную традиционную форму выражения, что в этом плохого?

Но вдумаемся почему форма клятвы именно такова? Что в ней важно?

А важно в ней, что клянущийся верил, что будет наказан за нарушение. Неужели он не мог просто свободно соблюдать свое слово? Мог бы, конечно. Но в том-то и дело, что человеку нужны гарантии от самого себя, от своей собственной слабости. Может быть, он и позволил бы себе расслабиться, но вспоминая о грядущем наказании — останавливается.

В чем же смысл слов Христа? Как и вся Нагорная проповедь, слова Его являются для слушателей в большей степени вызовом, чем простым правилом. Он как будто бы говорит: вы привыкли бороться с грехом с помощью угроз, но, если вы станете Моими учениками, вы будете свободны и сможете гарантировать свои действия простыми словами «да» или «нет».

Подумать только, насколько это действительно важно! Говорить правду ради правды, ради верности Богу, а не из страха наказания! Бог во Христе предлагает нам совершенно новые, глубокие и доверительные отношения. Отношения в которых никто не переспрашивает, в которых говорить «клянусь, что говорю правду» оскорбительно, потому что если ты не любишь и не веришь — не помогут никакие клятвы, если же любишь и веришь — не клянись ни Кем и ничем, твоему да и нет поверят и так.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!