Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Есть в Евангелии отрывки, которые многим знакомы, многими любимы, ведь они говорят о чем-то светлом и добром... Призывают к любви и взаимопомощи и поддержки. В этих словах люди видят основу гармоничного развития общества, на основе некоторых положительных ценностей.

Однако в Евангелии есть слова, которые обществу совершенно не нравятся, слова, которые непонятны и не то, чтобы отвергаются... Люди просто делают вид, что Христос их не говорил.

Чтение, которое мы услышали сегодня относится к последним. В нем Спаситель выражает свое отношение к браку, к супружеским изменам и разводам. И отношение это, как мы услышали довольно суровое. Можно сколько угодно рекламировать евангельские ценности мира и справедливости... Но общество, в котором верность и мир в браке перестали быть ценностью, никогда не станет евангельским по духу.

Естественно, что просто так, впрямую нарушать традиции, которые существовали веками довольно сложно. Вряд ли и сегодня найдется большое количество тех, кто считает, что супружеская измена — это хорошо. Конечно, такие люди есть, но христианами они себя обычно не называют. А вот как быть, если хочется остаться порядочным человеком и не хочется ограничивать свои страсти? Кажется, что это вещи не совместимые... Но дьявольская уловка заключается в том, что грех начинают связывать с самым святым и важным в христианстве. С любовью. А дальше — очень просто. Начинают вспоминать запреты на разводы в Царской России, из-за которых люди были вынуждены жить без любви. Конечно, в этой сфере не мало манипуляций, начиная хотя бы с того, что в христианстве под любовью понимается не столько чувство влюбленности, сколько волевое усилие. Если бы под любовью понималось нечто похожее на влюбленность — как можно было бы говорить о любви к врагам? Конечно, Христос обращается к ученикам и призывает к подвигам в первую очередь их...

Однако задумываются об этом не многие. Подмену мало кто замечает, и уловка работает. И вот уже с благородным возмущением человек говорит: вы что же предлагаете жить без любви? Во лжи? И даже не замечает, что христианская любовь зависит от самого человека, от его внутренних усилий.

Но что же, спросит кто-нибудь? Неужели Церковь плохо относится к влюбленности? Конечно, нет. Как и все, что есть в человеке, христианство не Церковь не отрицает влюбленность, но указывает ей правильное место и время. С нее начинается брак, но продолжается и удерживается он другой любовью, той до которой необходимо возрасти духовно.

Более того, мы не отрицаем биохимической основы влюбленности, ее связи с инстинктами и вообще всей биологической основы жизни человека. Однако мы прекрасно знаем, что у этого светлого и чистого чувства есть темный двойник. Христос не случайно говорит о взгляде с вождением. Человек, который смотрит на другого с вожделением не любит его, но хочет воспользоваться. Другой становится для него вещью, которая помогает удовлетворить страсть. В таких отношениях уже нет места для подлинной любви. Потому что настоящая любовь не может разрушать и быть жестокой.

Все запреты, которые мы слышим в сегодняшнем чтении, выглядят очень сурово. Но если мы посмотрим на них внимательно, мы увидим, что все они носят скорее сохраняющий характер. Они призваны научить нас любить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!