Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13

02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

03 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

04 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

05 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

06 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

07 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

08 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

09 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Многие слова Христа Спасителя исполнились на протяжении последних двух тысяч лет, а есть и те слова, исполнение которых можно наблюдать в Новом Завете. Таких примеров тоже немало. Один из самых ярких — изменение апостолов. Для них, как о том и сказал Господь, стало благом Христово отшествие ко Отцу. Оказалось, что, находясь среди них, Господь не мог им дать того, что Он дал после Вознесения. Оказалось, что им для спасения нужно не телесное пребывание рядом со Христом, а Его слово и содействие Святого Духа.

Но, конечно, слова Христа о Святом Духе исполнились не только на апостолах. Они исполняются на каждом христианине. Относительно этого у блаженного Августина есть такие слова: «Поскольку блаженства не видеть, но верить нам не достичь иначе, как не получив его от Святого Духа, то очень уместно сказано: „Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам“. Своей Божественностью Он, конечно, всегда с нами. Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это — единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог у Бога, Которым все начало быть и Которое стало плотью, дабы обитать с нами».

Здесь блаженный Августин вводит очень интересное и важное понятие: духовная вера. Очевидно, что он хотя и не пишет об этом прямо, но противопоставляет ее другой вере — плотской. С его точки зрения вера плотская не способна дать человеку возможность стать блаженным, то есть войти в Христово Царство. Вполне понятно и то, что блаженный Августин подразумевал под плотской верой: чудеса Христа, все то, что Он делал в рамках Своей земной жизни.

В правоте Августина убедиться очень легко, достаточно вспомнить, какой действие производило на апостолов созерцание Христовых чудес: да, они верили, но как они верили и во что — большой вопрос, ясно же то, что в Христово Воскресение, в спасительность Его Страданий и Смерти, в Его единство с Богом-Отцом верить у них тогда не получалось. Эта вера — духовная — пришла позже, ее апостолы обрели лишь после Восшествия Христа на Небо и при содействии посланного Им Духа Святого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!