Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13

01 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

02 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

03 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

04 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

05 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

06 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

07 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

08 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

09 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Легко, радостно и непринуждённо каждый из нас занимается лишь тем, в чем видит смысл. Если же смысл не просматривается, то действовать становится значительно сложнее. А еще все мы предпочитаем простые и понятные шаги. Это естественно для человека, и потому особой популярностью среди христиан пользуются нравственные главы Евангелия от Матфея, ведь в них идет речь об очень, как кажется, простых вещах, о том, что стоит делать, а чего, напротив, стоит избегать. Может показаться, что сказанного там вполне достаточно, что смысл христианской жизни в том и заключен, чтобы быть евангельски праведным человеком. Но это не так, ведь Евангелие — это не одна, а четыре книги, нельзя взять себе в качестве руководства одну из них или же какой-то фрагмент, Евангелие необходимо воспринимать полностью, в нем нет того, что имеет большую важность, и нет того, что незначительно.

Но сегодняшний отрывок стоит особняком: это фрагмент Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. В ней Он говорит о самом значимом и сокровенном. Он молится о Своих учениках. Здесь же Он дает определение вечной жизни, которое очень непохоже на все то, что было написано в Евангелии ранее. Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Но какие практические следствия можно сделать из этой фразы? К каким действиям она нас должна побудить? На эти вопросы нет простых ответов, а потому и само данное здесь Господом Иисусом Христом определение вечной жизни остается за рамками осмысления большинства христиан.

Святитель Николай Сербский в отношение этой Христовой фразы сделал очень важное замечание, с его точки зрения, познание Бога — не есть вечная жизнь в ее абсолютном смысле, вот его слова: «Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога — вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином, „не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку“». Очевидно, что познать Бога в полной мере человек не способен, этот процесс бесконечен, если в земной жизни познание Бога идет через исследование Писания, через нравственную жизнь и через участие в церковных таинствах, то в мире ином райское блаженство есть ничто иное, как пребывание рядом с Богом и познание Его из опыта личного с Ним общения, не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», а «лицем к лицу» (см. 1 Кор. 13:12).

Есть у святителя Николая и замечательное описание человека, который находится на верном пути и уже начал восходить к богопознанию: «Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей — и в своей собственной жизни».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!