Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 47-57

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.

54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.

56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Один из ключевых конфликтов, который мы встречаем на страницах Евангелия, — это конфликт между Христом и иудеями. В результате именно это противостояние приводит Иисуса к смерти на кресте. Если внимательно присмотреться к тексту, то можно увидеть, что Христа распяли не только из-за немотивированной злобы, но как бы странно это ни прозвучало, в том числе и из-за патриотических настроений.

Дело в том, что евреи всегда мыслили себя как нация, которая избрана Богом для особой исторической миссии. Именно через нее в мир должен прийти Избранник, Спаситель, Мессия. В их сознании это должен быть великий царь-освободитель, царь-реформатор, выдающийся полководец; он прогонит ненавистных захватчиков, покорит Израилю все народы и вернет ему былую славу, как во времена великих царей Давида и Соломона.

Потому ситуация в Палестине, когда пришел Христос, напоминала пороховую бочку. Различные религиозно-политические фракции пытались противостоять захватчикам. Мудрые и образованные фарисеи и саддукеи плели хитрые интриги при дворе. Так они сохранить национальную и религиозную идентичность и приблизить пришествие Мессии-освободителя. И вот в этой напряженной атмосфере звучит проповедь Христа. Он творит поразительные чудеса: исцеляет безнадежно больных, изгоняет бесов, воскрешает мертвых. Он потрясающе говорит, Его слово прожигает сердце.

Но что-то в образе этого Мессии смущает. Он не предлагает никакой политической программы, никаких социальных реформ. Он не призывает к войне за независимость. Из Его проповеди следует, что можно платить дань оккупанту Цезарю. Да и говорит Он о каком-то Царстве Небесном, а не о земном. Армии у него нет, политической поддержки нет, денег нет, связей в правительстве нет. А что есть? А есть толпы людей, которые идут за Ним, верят, что Он избранник. И если сейчас какой-то провокатор крикнет: «Долой римлян, долой Понтия Пилата, да здравствует Мессия, сын Давидов!», то рванет с такой силой, что слышно будет на Апеннинском полуострове. Рим пошлет сюда легионы. А карали римляне очень жестоко.

Лидеры евреев — осторожные и дальновидные политики. Они прекрасно понимали, что эту войну им не выиграть. Нет у их многострадального народа сил прогнать захватчика именно сейчас. В их глазах Иисус — самозванец, который обрекает еврейский народ на гибель. Поэтому они собрали совет и поставили вопрос ребром: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». В результате они решают убить Его. Им нужно царство земное, а не Небесное. Им нужен сильный Израиль. Парадокс: чрезмерная любовь к родине привела их к тому, что они уничтожили свою родину — как мы помним, в 70 г. Иерусалим был разрушен.

Это подлинная трагедия. Настолько лидеры евреев увлеклись своей идеологией, что убили Того, ради Которого ее создали. А потому, по мнению христианства, любая идеология всегда должна всегда знать свое место. Ее задача — просто помочь нам сориентироваться в этом времени и пространстве. В основу подлинного отношения с окружающим миром Евангелие предлагает поставить идеал жертвенной любви. В первую очередь это помогает человеку увидеть родное в его подлинной уникальности, то есть так, как о нем мыслит Бог. Именно это способно уберечь и нас с вами от того, что некогда случилось с древним Израилем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!