Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 17-28

Проблема, о которой говорит нам сегодняшнее евангельское чтение — это атрофия духовного слуха религиозных лидеров иудаизма. Для них самих Иисус представляется огромной проблемой: для них Он всё делает не так, как надо — в их глазах Он выглядит разрушителем традиций, разорителем основ отеческой веры, дерзким провокатором — Который ведёт какую-то совершенно непонятную им свою игру, и при этом снова и снова выходит победителем. А они — опять оказываются в дураках! Они искренне пытаются Его понять — ведь они настолько к этому привыкли, чтобы в жизни всё было просчитано и определено — но снова и снова ошибаются в своих стратегиях и уловках!
Но как такое возможно — те, кто провозглашали себя главными экспертами в религиозных вопросах — оказались совершенно непригодными для решения простейших задач, с которыми необразованные ученики с лёгкостью справлялись? Что приводит к этой атрофии духовного слуха и последующему неизбежному окаменению главного органа веры — человеческого сердца?
Попробую ответить несколько неожиданным образом. Вы пользовались когда-нибудь... шпаргалками? Если да, то знаете: шпаргалки — важнейшая, неотъемлемая составляющая учебного процесса. Но — только при одном условии. Их надо как следует подготовить, всё продумать, систематизировать этот огромный объем информации, записать, и... — и оставить в день экзамена дома. Вот тогда ответ ваш будет просто великолепным! Но если вы, руководствуясь страхом провала, пронесете с собой шпаргалки, а потом с тревожно бьющимся сердцем и сбивчивым дыханием будете ломать голову, как бы так воспользоваться, чтобы не заметили — даже в самом удачном случае ваш ответ будет гораздо слабее, чем если бы шпаргалки остались дома! Почему? Да потому, что эти желанные «подпорки» становятся кандалами — с которыми двигаться весьма затруднительно! И вместо того, чтобы предельно мобилизоваться, ваш ум мечется между множеством задач, среди которой основная — не раскрыться, не опозориться — и шпаргалка становится гирей, с которой человек пытается плавать. А тот, кто поступил по-честному — свободен, пусть и гораздо больше рискует — но зато его ничто не тянет на дно!
К чему я это говорю? Для ревностных к хранению традиций иудеев «духовные шпаргалки», которые надо было «забыть дома» к моменту пришествия Христа, и оказались непреодолимыми препятствиями в деле понимания Иисуса: они слишком тщательно вчитывались в буквы, вместо того, чтобы вспомнить — о чём самом главном шла речь? И так, мало-по малу, вообще разучились ходить без духовных костылей, сроднившись с ними настолько, что перестали воспринимать их как всего лишь вспомогательные средства.
Как же важно почаще всматриваться в то, чем мы наполняем нашу религиозную жизнь, и уметь вычленять в ней первичное и вторичное, вспомогательное, инструментальное — чтобы не оказаться вместе с иудеями в незаметной ловушке преобладания формализма над сутью!