Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Конфликт между иудеями и Иисусом, о котором нам поведал апостол Иоанн в своём Евангелии, очень глубок. Это не просто столкновение двух разных пониманий Бога: это два взаимоисключающих подхода к самому пути Богопознания. Со стороны Иисуса — предложение пути по преодолению самого главного врага человека — смерти: тот, кто пойдёт за Иисусом и будет верен Его словам — обязательно выйдет победителем смерти — как бы невероятно это ни звучало! Другая позиция — у иудеев: если Авраам и все остальные пророки оказались бессильными противостоять неизбежности смерти — то кто мы такие, чтобы дерзать на что-то большее? Религиозная позиция иудеев — герметичная, закрытая: о Боге, как им думается, они уже всё достоверно знают, и поэтому ничего особенного и не ждут. Всё было так, как будет — и нет ничего нового под солнцем! В этой позиции есть несомненный плюс: с таким предсказуемым Богом вполне покойно и комфортно: от Него никаких неожиданностей не будет. Он Сам Себя ограничил заветом, законом и словами пророков — и Сам Свои постановления отменять не будет!

Позиция Иисуса — иная: Бог — гораздо больше любых человеческих представлений о Нём, и никто не вправе Его ограничивать! Всё, что было дано в завете Моисею — лишь слабый отблеск подлинной Божественной славы — который нельзя абсолютизировать! И об этом Иисус знает не потому, что кто-то Ему рассказал об этом: Он, как Сын Божий, извечно рождающийся от Небесного Отца, знает это изнутри, из тайны Божественной и Нераздельной Троицы!

Самая острая точка пересечения двух подходов — это понятие веры. Для иудеев вера — это прежде всего безусловная верность тому, что было получено от отцов и пророков. Для Иисуса вера — это нахождение рядом с Отцом, переживание Его близости, непрекращающееся соработничество с Ним. «Отец Мой доныне делает, и Я — делаю!» — скажет Иисус во время исцеления у Овчей купели, чем вызовет очередную вспышку ярости у иудеев. Завет — всего лишь форма, которая если не заполняется содержанием — бессмысленна и бесплодна. А самой сутью религии является живое общение с Живым Богом — Духом Которого ежесекундно дышит всё мироздание. И то, что Сам Иисус находится именно в таком взаимодействии с Отцом, и эта связь ни на секунду не прерывается — Он показывает каждый день Своими делами — исцелениями, изгнаниями демонов, чудотворениями, силой слова.

Но признать за Иисусом право свидетельствовать о Боге как Живом — значит, допустить разгерметизацию привычного, давно выверенного пространства религиозной жизни иудеев — со всеми вытекающими из этого рисками! На это, конечно же, они пойти не готовы — лучше убрать сам источник угрозы — чем допустить изменение основ.

Насколько же надо и нам, христианам, быть аккуратными и чуткими, чтобы однажды не оказаться в плену своих привычных представлений о Боге — и даже в самой убедительной и обоснованной святыми отцами системе координат обязательно оставлять хотя бы небольшое свободное пространство — позволяя Богу действовать не так, как мы от Него ждём, но так, как Он Сам хочет!

Конфликт между иудеями и Иисусом, о котором нам поведал апостол Иоанн в своём Евангелии, очень глубок. Это не просто столкновение двух разных пониманий Бога: это два взаимоисключающих подхода к самому пути Богопознания. Со стороны Иисуса — предложение пути по преодолению самого главного врага человека — смерти: тот, кто пойдёт за Иисусом и будет верен Его словам — обязательно выйдет победителем смерти — как бы невероятно это ни звучало! Другая позиция — у иудеев: если Авраам и все остальные пророки оказались бессильными противостоять неизбежности смерти — то кто мы такие, чтобы дерзать на что-то большее? Религиозная позиция иудеев — герметичная, закрытая: о Боге, как им думается, они уже всё достоверно знают, и поэтому ничего особенного и не ждут. Всё было так, как будет — и нет ничего нового под солнцем! В этой позиции есть несомненный плюс: с таким предсказуемым Богом вполне покойно и комфортно: от Него никаких неожиданностей не будет. Он Сам Себя ограничил заветом, законом и словами пророков — и Сам Свои постановления отменять не будет!

Позиция Иисуса — иная: Бог — гораздо больше любых человеческих представлений о Нём, и никто не вправе Его ограничивать! Всё, что было дано в завете Моисею — лишь слабый отблеск подлинной Божественной славы — который нельзя абсолютизировать! И об этом Иисус знает не потому, что кто-то Ему рассказал об этом: Он, как Сын Божий, извечно рождающийся от Небесного Отца, знает это изнутри, из тайны Божественной и Нераздельной Троицы!

Самая острая точка пересечения двух подходов — это понятие веры. Для иудеев вера — это прежде всего безусловная верность тому, что было получено от отцов и пророков. Для Иисуса вера — это нахождение рядом с Отцом, переживание Его близости, непрекращающееся соработничество с Ним. «Отец Мой доныне делает, и Я — делаю!» — скажет Иисус во время исцеления у Овчей купели, чем вызовет очередную вспышку ярости у иудеев. Завет — всего лишь форма, которая если не заполняется содержанием — бессмысленна и бесплодна. А самой сутью религии является живое общение с Живым Богом — Духом Которого ежесекундно дышит всё мироздание. И то, что Сам Иисус находится именно в таком взаимодействии с Отцом, и эта связь ни на секунду не прерывается — Он показывает каждый день Своими делами — исцелениями, изгнаниями демонов, чудотворениями, силой слова.

Но признать за Иисусом право свидетельствовать о Боге как Живом — значит, допустить разгерметизацию привычного, давно выверенного пространства религиозной жизни иудеев — со всеми вытекающими из этого рисками! На это, конечно же, они пойти не готовы — лучше убрать сам источник угрозы — чем допустить изменение основ.

Насколько же надо и нам, христианам, быть аккуратными и чуткими, чтобы однажды не оказаться в плену своих привычных представлений о Боге — и даже в самой убедительной и обоснованной святыми отцами системе координат обязательно оставлять хотя бы небольшое свободное пространство — позволяя Богу действовать не так, как мы от Него ждём, но так, как Он Сам хочет!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.