Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12-20. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12-20

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.

16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обращается к иудеям и называет себя светом миру. Более того, Он противопоставляет себя тьме, в которую уходит человек, отказавшийся от того, чтобы следовать за Ним. В основе этих слов, как и вообще всего библейского мировоззрения лежит одна простая мысль, которая красной нитью прослеживается во всем. Суть ее такова: Ее можно свести к тому, что пути человека могут быть правильными и неправильными, добрыми и злыми, созидательными и разрушительными и человек все время выбирает, не имея возможности остаться в стороне. Эта мысль была совершенно очевидной для людей традиционной культуры, причем не только библейской, но и любой другой. Современные люди, конечно оперируют понятиями добра и зла, называют поступки правильными или неправильными, но все чаще и чаще, в ответ на эти выражения можно услышать отповедь: «кто сказал, как правильно? С чего ты взял, что имеешь право решать»? Этот вопрос масштабнее, чем кажется. Тот, кто так спрашивает зачастую сомневается не в нас лично, но готов произнести его перед всяким, потому что тотальное сомнение делает жизнь очень удобной: человек может отказаться от любого решения. «Кто знает, как правильно?», — говорит он, — и может не делать ничего, ведь мало ли что, вдруг правильный поступок только кажется нам таковым.

Мир, в котором многие поступки перестают восприниматься как правильные и неправильные очень удобен. Речь, конечно, не идет о вопросах жизни и смерти, ведь никому не придет в голову сомневаться в том, на какой свет правильно переходить светофор. Современный мир ориентирован на научность, но в рамках науки многие этические вопросы попросту неразрешимы. Какой мерой измерить правильность моногамных браков? Каким исследованием определить, необходимость сострадания?

Христос проповедует в мире, который для многих сегодня просто невообразим. Для людей, которые его окружали, на большинство вопросов нравственной жизни существовали однозначные ответы. Основой же этой нравственной определенности была вера в Бога, который сотворил мир и дал ему не только физические законы, но и не менее определенные законы добра и зла. Раз так, может показаться, что никаких проблем нет. Добро и зло определено, заповеди есть, что может быть не так? В том то и дело, что Христос не просто напоминает людям нормы добра и зла, Он говорит о Себе, как об их источнике. Даже иудеев, которые находились в том же культурном контексте, это возмущает. Они обвиняют Его во лжи, говорят, что он свидетельствует Сам о Себе, на что Иисус отвечает: если нужно два свидетеля: вторым свидетелем обо Мне будет Отец, под Которым, конечно, подразумевает Бога.

Что общего между иудеями начала первого века и современными людьми? Кроме всего прочего, это одинаковое возмущение тем, что Христос присваивает Себе право решать, быть мерилом, называет светом жизни. Почему для многих это возмутительно? Потому что это требует смирения и отказа от себя. От себя мнимого, выдуманного, от того ложного образа, который мы создаем в своем сознании, когда оказываемся зависимы от мира сего. Принимая весть Христову, человек принимает Того, Кто есть Свет истинный, и сам становится светом миру, если стремится явить в своей жизни Христов лик.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!