Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:

69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Чтение, которое мы сегодня услышали, часто цитируют в связи с таинством Евхаристии. При этом, к сожалению, само учение о Теле и Крови Христовых довольно легко становится предметом теоретических споров, в то время как должно быть источником жизни. Сегодня модно говорить о качестве пищи, ее характере и составе. Все это, действительно немаловажно, но за всеми этими спорами никто не забывает о еде, потому что спорами сыт не будешь, без еды нет жизни. Конечно, верующие знают Евангельское учение о Евхаристии как соединении со Христом, через причастие Его Телу и Крови, но очень часто само это знание остается теоретическим, становится частью интеллектуального багажа, но не основой существования.

Беседа Христа о Хлебе Жизни ввела учеников в соблазн. Даже те, кто ходили за Ним и восхищались Им, Его словами и чудесами, в итоге говорят: кто может это слушать? Очевидно, что вопрос риторический, то есть слушать это попросту невозможно. Впрочем, смутил их не только призыв вкушать, а если переводить слова Христа буквально, то даже «грызть и пережевывать» Его тело. Не меньше их смутили слова о том, что пища, которую Он дает имеет большее значение, чем манна, которую дал евреям в пустыне Сам Господь. Неслучайно, именно после сравнения с манной они возмущаются, и Спаситель даже переспрашивает их: это ли вас возмущает? Что ж, вы увидите еще больше! Увидите вознесение Сына Человеческого туда, где Он был прежде. Видели ли они чье-нибудь вознесение? Нет, не видели. Но они верили, что когда-то на небо, посредством огненной колесницы, был вознесен пророк Илия. То есть не столько сама идея вознесения возмутила их, сколько слова Христа о том, что Он возносится туда, где был прежде? Ты собрался дать нам пищу более значимую, чем манна, которую дает Бог? Ты будешь вознесен на небеса, на которых ты был прежде? У нас больше нет сил, чтобы это слушать.

Сегодня рассказом о Евхаристии и Вознесении Христовом сложно кого-то смутить. Есть те, кто в это верит, есть, конечно и те, кто не верит. Неизвестно, как именно поняли эти слова иудеи, в тот момент, когда их услышали. В то же время римляне язычники пытались искать следы кровавых христианских трапез, так как понимали таинство предельно натуралистично... Сегодня и те, кто верит и те, кто не верит — знают, Причастие Телу и Крови Христа, происходит под видом Хлеба и Вина. В любом случае за две тысячи лет эта идея стала настолько общеизвестной, что редко вызывает такую же реакцию.

Но успокаиваться рано. Зададим себе вопрос: что именно перестало нас смущать? Мы перестали смущаться идей и восприняли форму соединения со Христом, которую Он открыл апостолам на тайной вечери. В этом отношении все давно привычно и понятно. Но ведь если мы честно посмотрим на свою жизнь, совершенно без прикрас и внутренних умолчаний, нам придется признаться себе, что нас не просто возмущает, но даже очень возмущает та жизнь, которой мы призваны, становясь причастниками Христа. Конечно, это редко происходит на интеллектуальном уровне. Мы не проговариваем этого вслух даже самим себе. Просто мы продолжаем любить любящих нас и ненавидеть ненавидящих. Мы повторяем слова о любви, нас восхищает высота призыва о любви к врагам, но, когда становится понятно, что это означает на практике, внутренне мы говорим себе: не в этом случае, это уж что-то совсем невозможное. Форма, конечно, не так, но содержательно мы произносим тоже, что иудеи в сегодняшнем чтении: Кто может это слушать?

В сегодняшнем чтении Христос спрашивает оставшихся: не хотите ли и вы отойти? И спрашивает не только их, через века Он спрашивает нас. И если мы решили остаться — нельзя делать этого по привычке, но только ради того, чтобы действительно жить новой жизнью.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!