Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В центре сегодняшнего Евангельского повествования стоит исцеление Иисусом Христом того, кто 38 лет лежал больным. Это произошло в купальне, которая по-еврейски называлась «Вифезда», что по-русски можно было бы перевести как «Дом милосердия». Описание этого места позволяет глубже понять суть происходящего, выяснить контекст, в котором происходит эта встреча.

Итак, Христос приходит к некоторому особенному источнику, который почитался как чудотворный. Читая о пяти крытых входах, ученые XIX века высказывали сомнение в том, что такая постройка могла существовать в то время и считали всю эту историю легендарной, однако в ХХ веке археологи раскопали в Иерусалиме именно такое сооружение. Конечно, камни не могут рассказать о том, что именно здесь происходило, и для того, чтобы узнать это, нам стоит обратиться к живым свидетелям.

Что же это была за купальня? По словам Евангелиста периодически ангел приводил ее в движение, и она обретала исцеляющую силу. Тот, кто первый сходил в нее, оказывался здоров. Учитывая, что людей, стремящихся исцелиться, было очень много и все они пытались попасть к этой воде первыми — больные, слепые, сухие, хромые — а значит, все они были в этом здании, чтобы успеть. Естественно, что происходило это не в установленное время и у воды мог оказаться любой. У всех находились естественные нужды, и они покидали купальню, а затем снова возвращались, надеясь на чудо. Однако был здесь тот, кто за 38 лет никак не смог оказаться у воды первым. Он старался, как мог, но, когда приходил — кто-то другой уже получал исцеление. Из раза в раз и из года в год исцеление было рядом, было возможно, но он не получал его. И вот в купальню, в которой он лежит, приходит Христос. Он узнает о долгой болезни расслабленного, и подает ему исцеление.

Само по себе это событие замечательно, хотя оно и не кажется уникальным. Ко Христу довольно часто приносили людей, которые не могли сами ходить, и Он исцелял каждого. Но здесь, Он Сам оказывается в месте, которое буквально наполнено страданиями... Можно было бы ожидать, что Он исцелит всех или по крайней мере многих, но этого не происходит. Они и дальше будут ждать движения воды и получат исцеление в свое время.

Купальня, в которую пришел Спаситель, похожа на мир, в котором мы живем. У каждого есть свои проблемы и трудности, и все действуют исходя из своих возможностей и интересов. Можем ли мы вывести хотя бы какую-то закономерность из того, как действует Иисус? Вероятно, нет. Расслабленный действительно лежал очень долго, но сказать, что дело во времени нельзя. Единственное, как он объясняет свое положение — он одинок и ему никто не хочет помочь. Исцелением Иисус показывает, что даже тот, кто теряет надежду не должен унывать, потому что Бог всегда рядом. Может возникнуть вопрос: почему Спаситель именно в это место? Почему Он выбирает это время? Обращается к конкретному человеку и не обращается к другому? Нужно сказать прямо: мы не знаем. Бог не подчиняется нашей логике и не объясняет нам всего. Может быть потому, что, если бы знали все — мера нашей ответственности была бы совсем другой. Что же нам открыто? Нам открыт путь заповедей, которые Он призывает нас соблюдать, не теряя надежды.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!