Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15
01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
В центре сегодняшнего Евангельского повествования стоит исцеление Иисусом Христом того, кто 38 лет лежал больным. Это произошло в купальне, которая по-еврейски называлась «Вифезда», что по-русски можно было бы перевести как «Дом милосердия». Описание этого места позволяет глубже понять суть происходящего, выяснить контекст, в котором происходит эта встреча.
Итак, Христос приходит к некоторому особенному источнику, который почитался как чудотворный. Читая о пяти крытых входах, ученые XIX века высказывали сомнение в том, что такая постройка могла существовать в то время и считали всю эту историю легендарной, однако в ХХ веке археологи раскопали в Иерусалиме именно такое сооружение. Конечно, камни не могут рассказать о том, что именно здесь происходило, и для того, чтобы узнать это, нам стоит обратиться к живым свидетелям.
Что же это была за купальня? По словам Евангелиста периодически ангел приводил ее в движение, и она обретала исцеляющую силу. Тот, кто первый сходил в нее, оказывался здоров. Учитывая, что людей, стремящихся исцелиться, было очень много и все они пытались попасть к этой воде первыми — больные, слепые, сухие, хромые — а значит, все они были в этом здании, чтобы успеть. Естественно, что происходило это не в установленное время и у воды мог оказаться любой. У всех находились естественные нужды, и они покидали купальню, а затем снова возвращались, надеясь на чудо. Однако был здесь тот, кто за 38 лет никак не смог оказаться у воды первым. Он старался, как мог, но, когда приходил — кто-то другой уже получал исцеление. Из раза в раз и из года в год исцеление было рядом, было возможно, но он не получал его. И вот в купальню, в которой он лежит, приходит Христос. Он узнает о долгой болезни расслабленного, и подает ему исцеление.
Само по себе это событие замечательно, хотя оно и не кажется уникальным. Ко Христу довольно часто приносили людей, которые не могли сами ходить, и Он исцелял каждого. Но здесь, Он Сам оказывается в месте, которое буквально наполнено страданиями... Можно было бы ожидать, что Он исцелит всех или по крайней мере многих, но этого не происходит. Они и дальше будут ждать движения воды и получат исцеление в свое время.
Купальня, в которую пришел Спаситель, похожа на мир, в котором мы живем. У каждого есть свои проблемы и трудности, и все действуют исходя из своих возможностей и интересов. Можем ли мы вывести хотя бы какую-то закономерность из того, как действует Иисус? Вероятно, нет. Расслабленный действительно лежал очень долго, но сказать, что дело во времени нельзя. Единственное, как он объясняет свое положение — он одинок и ему никто не хочет помочь. Исцелением Иисус показывает, что даже тот, кто теряет надежду не должен унывать, потому что Бог всегда рядом. Может возникнуть вопрос: почему Спаситель именно в это место? Почему Он выбирает это время? Обращается к конкретному человеку и не обращается к другому? Нужно сказать прямо: мы не знаем. Бог не подчиняется нашей логике и не объясняет нам всего. Может быть потому, что, если бы знали все — мера нашей ответственности была бы совсем другой. Что же нам открыто? Нам открыт путь заповедей, которые Он призывает нас соблюдать, не теряя надежды.