Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Шестая глава Евангелия от Иоанна одна из самых непростых для понимания глав Нового Завета. В ней апостол Иоанн Богослов передает беседу Христа о хлебе жизни и о соотношении Христа Спасителя с Богом-Отцом. Апостол Иоанн в свойственной ему манере использует весьма ограниченный вокабуляр, исследователи утверждают, что делает он это намеренно, с тем чтобы подчеркнуть смирение Самого Сына Божия. В шестой главе мы слышим, как кажется, повторение одних и тех же мыслей, которые несмотря на простоту их изложения понять весьма непросто. Это тот случай, когда понятно каждое слово, но уловить суть получается далеко не всегда.

Христос говорит о Самом Себе: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Ни одно из слов и никакое словосочетание этого предложения не представляют проблемы. Все понятно. Но каков смысл этого высказывания?

Спаситель обращался к людям, для которых вопрос пищи и питья был весьма актуальным, к людям, которые искали в первую очередь удовлетворения базовых потребностей в еде и воде. Они слышали, а кто-то из них и видел то, как Христос накормил тысячи людей в пустыне, этот эпизод описан в здесь же, шестой главе Евангелия от Иоанна. Из насыщения в пустыне вытекало вполне очевидное следствие: раз Христос уже сделал это, значит, Он может и повторить, значит, Он может решить продовольственную проблему. Именно этого от Христа ждали люди. Но в ответ Он говорит очень странные вещи и не спешит давать людям то, что они стремятся от Него получить. Они ему про самый обычный хлеб, а Он в ответ про Самого Себя как хлеб жизни и при этом Он утверждает, что приходящий к Нему не будет испытывать голода, а верующий в Него не испытает жажды. Как понимать эти слова? Что они могут означать?

Можно, конечно, сказать, что слова Христа исполнились буквально на множестве святых. К примеру, на преподобной Марии Египетской, которая жила в пустыне без еды и воды в течение десятилетий и не претерпела никого вреда. Можно вспомнить жития других древних святых, и обратить внимание на то, что никто от них не умер от голода или жажды. Но если пойти по этому пути, то как быть с новейшими святыми, с новомучениками и исповедниками Церкви Русской, и всеми теми людьми, которые, будучи верующими во Христа, погибли от голода в XX-м веке? Неужели их вера недостаточна или ущербна? Конечно, могут найтись и те, кто скажет именно так, но у святых толкователей Евангелия было иное мнение, никто из них не говорил, что понимать слова Христа о связи веры в Него и отсутствия голода и жажды стоит буквально, они предлагали иное прочтение, сугубо духовное. К примеру, Евфимию Зигабену принадлежат такие слова: «Кто приходит к Иисусу Христу через веру, которая есть путь к Нему, тот никогда не будет алкать алчбою неверия; но исполнившись Божественной благодати, сам ни в чем не будет нуждаться и даже будет помогать другим, уча и вразумляя их». Получается, что под голодом и жаждой следует понимать неверие. Неверие в Бога, но, в первую очередь, неверие в посланного Им Единородного Сына. Конечно, мысль Евфимия Зигабена звучит довольно странно: вера во Христа избавляет от неверия во Христа. Впрочем, если не придираться, то понять ее можно.

Другие комментаторы предлагают тоже духовное, но несколько иное прочтение. Например, одна из авторитетных «расшифровок» слов Спасителя звучит так: «приходящий ко Мне и верующий в Меня не будет более мучиться [...] голодом, не будет жаждать истины и искать пути к вечной жизни, ибо он найдет во Мне и истину, и путь».

Неверие, жажда истины, поиск путей вечной жизни — вот то, от чего избавляет Сшедший с небес хлеб жизни Христос. Вот что, по мнению Самого Христа и толкователей способно терзать человека больше, нежели голод и жажда.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!