Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 27-33

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?

29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Слушатели задали Христу Спасителю вполне предсказуемый вопрос: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?». Схожие вопросы ставят во все времена и перед Христовой Церковью: «Что делать? Как молиться? Как поститься? Сколько раз в году причащаться? Что читать?». И так далее и тому подобное. По кругу и до бесконечности. Книги с ответами на эти вопросы продолжают умножаться и, кажется, этот процесс никогда не прекратится.

С одной стороны, это правильно и естественно. Все эти вопросы и ответы на них — лишь передача опыта от старших к младшим. Безусловно необходимая передача, ведь, как мы помним, апостол Павел призывал с вниманием относиться к чужому христианскому опыту: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:7–8).

Но есть и другая сторона: Сам Христос никому не давал четких инструкций. А в этом отрывке в ответ на вопрос о конкретных действиях Он и вовсе призывает лишь к вере в Посланного Богом, то есть в Него Самого.

На этом призыве, который является одновременно и инструкцией, Господь поставил точку.

Понятно, почему Он поступил именно так: любовь не говорит на языке инструкций и предписаний. Это во-первых. А во-вторых пример фарисеев был слишком удручающим, но фарисеи не делали ничего плохого, они лишь выстроили культ вокруг религиозных предписаний, что привело их к чудовищной нравственной и духовной слепоте, достигшей своей кульминации в Распятии Царя Слава.

Существуют две крайности. Выразителями первой стали фарисеи. Вторая же заключается в том, чтобы вовсе отринуть традицию и не обращать внимание на опыт предков. Обе эти крайности в равной степени ущербны. Традиция нам нужна для того, чтобы с ее помощью проводить своего рода самодиагностику: туда ли я двигаюсь? Не ошибаюсь ли я? Не принимаю ли я за любовь к Богу собственные фантазии? А за Бога — свои интересы? Традиция подобна маякам, она помогает не сбиться с пути, но как маяки —всего лишь навигационное средство, а не конечная цель путешествия, так и традиция — всего лишь вспомогательный инструмент, который безусловно необходим, но если он не приводит к вере в Того, Кого послал Бог, то есть к вере во Христа, то в таком случае этот инструмент теряет свой смысл.

Понять же наличие веры просто: вера во Христа имеет свое выражение через любовь к Нему, которая, в свою очередь, проявляется через стремление к исполнению Его заповедей и через предельное внимание к Его словам.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!