Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 12-22

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос Воскресе!

«Благими намерениями вымощена дорога в ад». На авторство данной крылатой фразы претендует сразу несколько британских литераторов и мыслителей: Джордж Герберт, Самуэль Джонсон и Вальтер Скотт. В произведениях каждого из них можно найти высказывание, похожее на уже озвученное. Впоследствии идею о добрых планах, приводящих в ад, положил в основу сюжета повести «Скотный двор» еще один английский писатель Джордж Оруэлл. В «Скотном дворе» речь идет о революции домашних животных во главе со свиньями. Все обитатели фермы сплачиваются и изгоняют хозяина-пьяницу. Долгожданная свобода достигнута. Но куда приводят обитателей скотного двора изначальные благие намерения? К диктатуре свиней, захвативших власть и начавших угнетать иных животных больше, чем предыдущий хозяин.

В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о печальной силе благих намерений, приведших к темным последствиям. Мы становимся свидетелями того, как Христос, придя в Иерусалимский храм, изгоняет оттуда торговцев и менял. Исходя из особенностей повествования апостола Иоанна может сложиться впечатление, что Господь Иисус совершает упомянутый поступок на заре Своего служения, но, скорее всего, это не так. Отмечая главные особенности личности Христа, апостол Иоанн переносит в начало текста наиболее яркие события. Среди которых и изгнание торговцев. Появление этих людей на территории Иерусалимского храма было не случайным и даже имело под собой добрые основания. Представьте себе такую ситуацию — прибывает в иудейскую столицу паломник из дальней страны. Он желает отдать тельца или козла на жертвоприношение. Неужели ему нужно везти это животное с собой из дома? Зачем? Ведь он может приобрести всё необходимое прямо в Иерусалиме. Но изначальная, вполне приемлемая логика довольно скоро отошла на второй план. Вперед же выдвинулась вполне знакомая нам жажда выгоды. Территория Иерусалимского храма мало-помалу превратилась в один большой рынок ритуальных и не только услуг. Обыденностью стало то, что в галереях храма проходили переговоры по бизнесу, заключались торговые сделки. Вот почему из уст Христа мы слышим: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Спаситель был возмущен тем, как относились к великому святилищу Израиля Его соплеменники. Торговцы, привыкшие считать территорию храма своей, при поддержке некоторых ветхозаветных священников, имевших долю с продаж, стали укорять и искушать Спасителя, спрашивая: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Мы становимся свидетелями волнительного диалога. Иисус ответил противникам: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иудеи не поняли слов Христа, посчитали, что речь идет о Храме, который строился почти 50 лет. Господь же говорил им о храме тела Своего, что означало следующее. Иерусалимский храм вскоре утратит свое значение, и наступает время Церкви — духовного тела Христова, превосходящего собой любое земное святилище.

Сегодняшнее евангельское чтение предупреждает нас, как легко в религиозных вопросах осуществить смысловую подмену. Современникам Христа казалось, что если в точности исполнять предписания закона, то можно угодить Богу вне зависимости от нравственного наполнения совершаемых действий. Изгоняя торговцев из храма, Господь показал, что богослужение без благоговения превращается в формальность, а храм без молитвы становится клубом, магазином, театром. Внешнее без внутреннего не существует. И не следует думать, что можно Бога обмануть или обхитрить какими-то ритуалами. Пусть они и видятся добрыми, оправданными. Пустота всё равно даст о себе знать. И благие намерения без благих по существу дел приведут нас не в рай, а в место ему противоположное. От чего да спасет нас Господь. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!