Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 12-35. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 12-35

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе! «Праздник — первичная форма человеческой культуры», — произнес однажды известный русский культуролог Михаил Бахтин. Именно праздничная трапеза, объединяющая за одним столом множество людей, представлялась ученому самым древним религиозным актом. Что было вполне оправданным. Дело в том, что во многих ранних цивилизациях взаимное доверие выражалось через совместное вкушение пищи и, в частности, через преломление хлеба. На древнем востоке, если хозяин преломлял хлеб с кем-то за своим столом, это означало, что он гарантировал гостю заботу и безопасность. Другой известный религиозный мыслитель 20го века Клайв Льюис любил повторять — «все мифы древности стали во Христе правдой». Иными словами, символические, религиозные традиции дохристианской эпохи благодаря Спасителю обрели полноценное наполнение и завершение. Приобрело таковое и преломление хлеба. Если до Христа это действие было выражением доверия и гостеприимства, то в лице Сына Божьего оно получило уникальное значение, превратившись в Евхаристию — таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина стали вкушать Тело и Кровь Христовы. Духовная значимость Евхаристии подчеркивается в евангельском повествовании неоднократно. В том числе, и в том отрывке, который мы только что услышали. Мы становимся свидетелями явления воскресшего Христа двум апостолам из числа семидесяти — Луке и Клеопе. Оба они, испугавшись гонений, покидают Иерусалим, испытывая скорбь и сомнения. В этом печальном состоянии их и находит Спаситель. Он принимает облик незнакомого путника, вступает с апостолами в разговор и вскоре убеждает их в том, что всё произошедшее со Христом было предсказано пророками Ветхого Завета. Смерть Сына Божьего, безусловно, стала трагедией, но земная кончина не закончила путь Христа. И весть о воскресении, которая дошла до Луки и Клеопы, не есть какие-то пустые слухи, а полнейшая правда. Апостолов слова неузнанного ими Христа удивили и обрадовали. Они не хотели отпускать от себя удивительного спутника. Спаситель согласился разделить с Лукой и Клеопой трапезу. И те, наконец, узнали Учителя — в тот момент, когда Он благословил, а затем преломил хлеб. То есть совершил Евхаристию. Именно тогда у Луки и Клеопы открылись глаза. И они увидели, с Кем они на самом деле провели вместе все эти часы. Христос неожиданно исчез, а апостолы поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы рассказать о чуде воскресения Христова. Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о Евхаристии как центральном таинстве Православной Церкви. Именно во время евхаристической трапезы мы не только получаем освящающую благодать, духовную поддержку от Христа, но и, что важнее, ощущаем живое присутствие Спасителя рядом с собой. Подобно тому, как ощутили Его присутствие апостолы Лука и Клеопа. За прошедшие две тысячи лет Евхаристия в этом смысле не утратила своей силы. Таинство по-прежнему дает причастнику всё необходимое для полного и истинного видения Сына Божьего. В нашу задачу входит этим даром воспользоваться. Не растратить благодать Божию, не утерять её. И самое главное — не посрамить доверия Христа, Который с нами и для нас преломляет на Евхаристии не просто хлеб, а дарует нам Себя Самого — под видом хлеба и вина насыщая наши сердца и души Своими Телом и Кровью. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!