Книга пророка Даниила, Глава 3, стихи 1-56. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Даниила, Глава 3, стихи 1-56

01 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.

02 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

03 И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.

04 Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:

05 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

06 А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.

07 Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

08 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.

09 Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!

10 Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану;

11 а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем.

12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.

14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?

15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,

20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

21 Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.

22 И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.

23 А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.

24 [ И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа.

25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

26 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки.

27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.

28 Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.

30 Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.

31 И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.

32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

33 И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

34 Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего.

35 Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего,

36 которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

37 Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши,

38 и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

39 Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.

40 Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

41 И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего.

42 Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей

43 и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи,

44 и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится,

45 и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной".

46 А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом,

47 и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей

48 и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи.

49 Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним

50 и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

51 Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

52 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.

53 Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

54 Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

55 Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

56 Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Событие, о котором мы только что услышали, произошло в то время, когда евреи находились в Вавилонском плену. Далеко не случайно этот отрывок из книги пророка Даниила читается в день Великой Субботы. Точно так как три юноши оказались в раскаленной печи, из которой у них не было ни единого шанса выйти живыми, Христос оказывается в области смерти, в сердце ада, откуда никто и никогда не возвращался. И здесь происходит нечто схожее с тем, что случилось в Вавилоне. По словам христианских богословов, дьявол думал, что Спаситель обыкновенный человек, пусть и необычайных духовных дарований. Ему казалось, что на Него в полноте распространяются те же самые законы природы, что и на других людей. Однако он просчитался. Христос не просто человек, Он еще и Бог, Который сотворил этот мир. А потому как Ангел Господень смягчает раскаленное пламя, словно уничтожает сущность огня, которая не может противостоять силе посланника Творца, так сила и слава Бога ярко вспыхивает в тех местах, где было царство мрака и тьмы, куда никогда не проникал никакой свет. По словам свт. Григория Нисского, ад заглатывает Христа словно наживку, думая, что поймал еще одну жертву, а в итоге из охотника сам становится добычей. Свт. Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове говорит о том, что Господь огорчил ад, то есть обманул. И далее он продолжает: «Огорчился ад, потому что упразднен! Огорчился, потому что осмеян! Огорчился, потому что умерщвлен! Огорчился, потому что низложен! Огорчился, потому что связан! Взял тело, а прикоснулся к Богу; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» Эти слова мы будем слышать уже сегодня ночью за Пасхальным Богослужением, но происходит это именно сейчас, в день Великой Субботы. Это день, когда Христос своей смертью уничтожает грех и смерть, лишает их всякой основы.

Точно так и в жизнь каждого из нас Господь может приходить под покровом привычных обстоятельств, на которые мы можем просто не обращать внимание. Или которые в нашем сознании совершенно не связаны ни с чем божественным. Люди, который мы встречаем, чувства, которые испытываем, слова, которые слышим, поступки, направленные на нас, от которых мы страдаем или радуемся. За всем этим может скрываться Христос. А потому будем внимательны, чтобы в суете будней этот след не остался незамеченным, чтобы свет Господней Пасхи со всей силой просиял в темнице нашей души и осветил всю нашу жизнь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!