Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга пророка Софонии, Глава 3, стихи 8-15

08 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.

09 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.

10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.

11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.

12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.

13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.

14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У известного духовного писателя XX-го века Сергея Иосифовича Фуделя есть замечательная концепция «темного двойника Церкви». В церковной среде можно встретить примеры равнодушия, неверия, формализма, жестокости, жажды наживы и так далее, таких примеров может быть немало, но все те люди, которые пребывают в этих состояниях или же тяжело согрешают какими-то иными способами — не есть Церковь, хотя они и могут носить священный сан, могут быть монашествующими, регулярно участвовать в таинствах и вообще могут иметь вид глубоко церковных людей. Но это — не Церковь, это ее «темный двойник». И, напротив, люди, которые живут по заповедям, для которых Христовы слова о кротости и нищете не пустой звук, они — эти люди — составляют собой Церковь. Неважно, что они могут быть совершенными простецами, не иметь образования, должным образом не разбираться в Священном Писании и богословии, их живое нравственное чувство, их вера — вот что определяет принадлежность к Церкви.

Размышления Сергея Иосифовича о «темном двойнике Церкви» очень проницательны, они в полной мере соответствуют осмыслению этих вопросов самой Церковью, и не случайно священник при совершении таинства исповеди просит Бога примирить и соединить кающегося с Церковью, ведь через свои грехи каждый из нас переходит на «другую сторону» — на сторону «темного двойника».

У религии Ветхого Завета не было никакого «темного двойника». Религия Ветхого Завета вообще мало касалась вопросов соотношения внутреннего благочестия и внешних проявлений религиозности. Были, конечно, и исключения — пророки, особенно пророк Исайя, он не говорил про «двойников», но говорил про сердечную чистоту как условие принятия жертвы Богом. Но голоса пророков не особо слушали, сама же религия Ветхого Завета не подразумевала глубокого мониторинга нравственного состояния человека, тем более она не определяла принадлежность к народу Божиему через чистоту сердца.

Пророк Софония предвосхищает наступление другой эпохи, той самой эпохи, в которую станут возможными размышления о «темном двойнике Церкви», пророк передает слова Бога: «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне». И, напротив: «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». Есть первые — смиренные и простые — они составляют собой земную Церковь, а есть тщеславные и гордые, они неизбежно впадают во множество грехов, которые отделяют их от Церкви и уводят на сторону ее «темного двойника».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!