Книга пророка Софонии, Глава 3, стихи 8-15

У известного духовного писателя XX-го века Сергея Иосифовича Фуделя есть замечательная концепция «темного двойника Церкви». В церковной среде можно встретить примеры равнодушия, неверия, формализма, жестокости, жажды наживы и так далее, таких примеров может быть немало, но все те люди, которые пребывают в этих состояниях или же тяжело согрешают какими-то иными способами — не есть Церковь, хотя они и могут носить священный сан, могут быть монашествующими, регулярно участвовать в таинствах и вообще могут иметь вид глубоко церковных людей. Но это — не Церковь, это ее «темный двойник». И, напротив, люди, которые живут по заповедям, для которых Христовы слова о кротости и нищете не пустой звук, они — эти люди — составляют собой Церковь. Неважно, что они могут быть совершенными простецами, не иметь образования, должным образом не разбираться в Священном Писании и богословии, их живое нравственное чувство, их вера — вот что определяет принадлежность к Церкви.
Размышления Сергея Иосифовича о «темном двойнике Церкви» очень проницательны, они в полной мере соответствуют осмыслению этих вопросов самой Церковью, и не случайно священник при совершении таинства исповеди просит Бога примирить и соединить кающегося с Церковью, ведь через свои грехи каждый из нас переходит на «другую сторону» — на сторону «темного двойника».
У религии Ветхого Завета не было никакого «темного двойника». Религия Ветхого Завета вообще мало касалась вопросов соотношения внутреннего благочестия и внешних проявлений религиозности. Были, конечно, и исключения — пророки, особенно пророк Исайя, он не говорил про «двойников», но говорил про сердечную чистоту как условие принятия жертвы Богом. Но голоса пророков не особо слушали, сама же религия Ветхого Завета не подразумевала глубокого мониторинга нравственного состояния человека, тем более она не определяла принадлежность к народу Божиему через чистоту сердца.
Пророк Софония предвосхищает наступление другой эпохи, той самой эпохи, в которую станут возможными размышления о «темном двойнике Церкви», пророк передает слова Бога: «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне». И, напротив: «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». Есть первые — смиренные и простые — они составляют собой земную Церковь, а есть тщеславные и гордые, они неизбежно впадают во множество грехов, которые отделяют их от Церкви и уводят на сторону ее «темного двойника».