Третья книга Царств (Первая книга Царей), Глава 17, стихи 8-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Третья книга Царств (Первая книга Царей), Глава 17, стихи 8-23

08 И было к нему слово Господне:

09 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.

10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.

16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.

18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,

20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История взаимоотношений пророка Илии с вдовой из Сарепты нашла свое отражение в одном из самых известных гимнографических произведений восточного христианства — в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. В седьмой песни этого канона есть тропарь, который в русском переводе звучит следующим образом: «Заключилось для тебя небо, душа, и голод от Бога постиг тебя, как некогда Ахава, не покорившегося словам Илии Фесвитянина: но ты, подражая Сарептской вдове, напитай душу пророка».

Жестокий голод, который описывает Третья книга Царств, не был вызван разгулом бездушной стихии, это было наказание Божие, которое последовало за упорным нечестием израильского царя Ахава и его противлением словам пророка Илии. Виноват был царь, но пострадали все. В том числе и сам пророк. Преподобный Андрей Критский видит в этой истории прообраз того, что происходит с душой любого упорствующего в грехе человека: небо затворяется, начинается голод. Иными словами, Бог как бы исчезает, Он перестает Себя как-либо проявлять, Он не дает духовного утешения и все это следствие личного греха.

Что делать, если случилось оказаться в таком состоянии? В качестве ответа преподобный Андрей предлагает обратить внимание на опыт сарептской вдовы. Она накормила пророка последним, отняла хлеб у своего ребенка, она оказала милосердие не от избытка, а за счет отказа от самого необходимого. В результате те же она обрела и хлеб, и спасение своего ребенка. Преподобный Андрей призывает поступать также, но, конечно, опыт сарептской вдовы должен быть переосмыслен и из сугубо материальной переведен в духовную плоскость. Можно сказать, что Великий покаянный канон предлагает действовать вопреки логике и желанию. Вдова не хотела делиться хлебом, но поделилась. Ее поступок находится за гранью нормы, но поступив вопреки житейской логике она оказалась права. Так стоит поступать и тем, кто оказался в состоянии переживания «глухоты» и «немоты» Бога: нужно найти в себе силы не обращать внимание на эту «глухоту», как сумела не обратить внимание на собственное критичное положение вдова, и продолжать делать то, что делать необходимо, то есть продолжать взывать к Богу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!