Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Исход, Глава 12, стихи 1-11

01 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:

02 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

03 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;

04 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

05 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,

06 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,

07 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;

08 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;

09 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;

10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение повествует об установлении того, что принято называть ветхозаветной Пасхой. Повеление Божье, которое обращено сегодня к Моисею и Аарону звучит между девятой и десятой Египетскими казнями. Совершенно очевидно, что все вокруг и иудеи, и египтяне и особенно фараон настолько напряжены, что чувствуют — переломный момент близко. Тональность текста очень интересная: начинается нечто новое и возвращения к старому не будет. Это новое оказывается настолько другим, что изменяется даже восприятие времени, начинается новый календарь. Месяц, в который они покидают Египет — становится теперь первым месяцем года.

Главной чертой этой новой жизни должна стать связь с Богом и исполнение Его воли. Еще до заключения завета на Синае, до перехода через Красное море, даже до самого Исхода каждый потомок Авраама, Исаака и Иакова должен был принять решение, вступает ли он в эту новую жизнь, готов ли он к тем переменам, которые его ждут. Нам, слушающим сегодня эти строки, выбор только кажется простым. На самом деле они выбирали между нелегкой и полуязыческой, но вполне понятной и даже сытой жизнью в Египте, с одной стороны. И практически неизвестной, и далекой, но свободной и праведной жизнью в земле предков, с другой. Это был выбор между потреблением здесь и сейчас и духовной свободой, которая будет достигнута со временем; выбор между постепенным скатыванием во все большее язычество и столь же постепенным духовным подъемом к познанию истинного Бога.

Упомянутое согласие с Богом и послушание Ему подтверждалось совершением специальной жертвы. Беспорочный однолетний агнец мужского пола, кости которого не сокрушались, должен был быть приготовлен самым простым, практически походным образом. Есть его полагалось так, как будто бы сразу после этого поевшие должны были отправиться в поход. Они должны были быть препоясавшимися, обутыми, должны были держать в руках дорожные посохи. Такая собранность и простота в приготовлении свидетельствовала о том, что люди, выбравшие сторону Бога, не должны медлить уходя из страны греха.

Несмотря на то, что трапеза эта должна была совершаться в домах, она сопровождалась и видимым знаком, так как кровью жертвенного животного надо было помазать косяки дверей. Известно, что в крови этого агнца всегда видели предзнаменование крови Христовой. И если кровь первого была избавляла ангела смерти, погубившего первенцев языческих, кровь второго избавляла от вечной смерти, которая губит всех. Чтение, которое мы сегодня услышали пронизано решимостью, с которой должны были действовать те, кто доверился Богу, но Пасха не случайно названа Господней, потому что подлинный ее совершитель именно Он.

Сегодняшнее чтение повествует об установлении того, что принято называть ветхозаветной Пасхой. Повеление Божье, которое обращено сегодня к Моисею и Аарону звучит между девятой и десятой Египетскими казнями. Совершенно очевидно, что все вокруг и иудеи, и египтяне и особенно фараон настолько напряжены, что чувствуют — переломный момент близко. Тональность текста очень интересная: начинается нечто новое и возвращения к старому не будет. Это новое оказывается настолько другим, что изменяется даже восприятие времени, начинается новый календарь. Месяц, в который они покидают Египет — становится теперь первым месяцем года.

Главной чертой этой новой жизни должна стать связь с Богом и исполнение Его воли. Еще до заключения завета на Синае, до перехода через Красное море, даже до самого Исхода каждый потомок Авраама, Исаака и Иакова должен был принять решение, вступает ли он в эту новую жизнь, готов ли он к тем переменам, которые его ждут. Нам, слушающим сегодня эти строки, выбор только кажется простым. На самом деле они выбирали между нелегкой и полуязыческой, но вполне понятной и даже сытой жизнью в Египте, с одной стороны. И практически неизвестной, и далекой, но свободной и праведной жизнью в земле предков, с другой. Это был выбор между потреблением здесь и сейчас и духовной свободой, которая будет достигнута со временем; выбор между постепенным скатыванием во все большее язычество и столь же постепенным духовным подъемом к познанию истинного Бога.

Упомянутое согласие с Богом и послушание Ему подтверждалось совершением специальной жертвы. Беспорочный однолетний агнец мужского пола, кости которого не сокрушались, должен был быть приготовлен самым простым, практически походным образом. Есть его полагалось так, как будто бы сразу после этого поевшие должны были отправиться в поход. Они должны были быть препоясавшимися, обутыми, должны были держать в руках дорожные посохи. Такая собранность и простота в приготовлении свидетельствовала о том, что люди, выбравшие сторону Бога, не должны медлить уходя из страны греха.

Несмотря на то, что трапеза эта должна была совершаться в домах, она сопровождалась и видимым знаком, так как кровью жертвенного животного надо было помазать косяки дверей. Известно, что в крови этого агнца всегда видели предзнаменование крови Христовой. И если кровь первого была избавляла ангела смерти, погубившего первенцев языческих, кровь второго избавляла от вечной смерти, которая губит всех. Чтение, которое мы сегодня услышали пронизано решимостью, с которой должны были действовать те, кто доверился Богу, но Пасха не случайно названа Господней, потому что подлинный ее совершитель именно Он.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.