Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Иисуса Навина, Глава 5, стихи 10-15

10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских;

11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день;

12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Как известно, иудеи ходили по пустыне сорок лет, прежде чем пришли в землю обетованную. За это время они перенесли множество испытаний, в которых проверялась их воля и доверие Богу. При этом условия пустыни не позволяли им жить полноценной религиозной жизнью. Но вот, наконец, они вошли в землю, к которой так стремились. Они совершили обрезание, которого не совершали в пустыне и через несколько дней после этого совершили и саму Пасху Господню, чего тоже не было со времен получения законодательства на Синае. Что чувствовали при этом Сыны Израилевы, вернувшись на землю предков? Кем они видели себя на этой земле?

Писание говорит о том, что на следующий день после совершения Пасхи, они начали есть то, что произрастало на земле Ханаанской. При этом манна, которая поддерживала их жизнь все эти годы, перестала падать уже на следующий день после этого. Иными словами, видимая помощь от Бога закончилась. Они перешли море, нашли в пустыне воду, избавились от змей, ели манну и были свидетелями самых разных чудес, которыми Господь поддерживал их. Но теперь начинается новый этап их жизни. Жизни на земле, которая была обещана их отцам. Обратившись к ее плодам, они могли почувствовать, что эта ожидаемая территория теперь принадлежит им. Они ее хозяева и могут пользоваться ее дарами, в то время дары Господни оказываются не нужны. Нет, конечно, речь не обязательно идет о пренебрежении, просто теперь они и сами добудут себе пищу.

И все же, пришедшие в землю обетованную потомки Авраама понимали, что ее территория занята другими племенами и этого нельзя не учитывать. Перед ними стоял Иерихон, который этим пустынным кочевникам предстояло взять. Конечно, среди них были люди, вполне способные держать руках оружие, но опытных воинов не было. Но разве в прежние времена, находясь в пустыне, они справлялись с трудностями благодаря своим талантам? Конечно, нет. Господь призвавший иудеев вернуться на земли своих отцов, поддерживал и направлял их в пути. Именно поэтому Иисус Навин, стоящий у стен Иерихона, видит человека с обнаженным мечем, то есть видит того, кто готов к битве. «Наш ли ты или от противников наших?», — спрашивает он и из ответа узнает, что перед ним вождь воинства Господня. На что же рассчитывает Иисус Навин? Можно предположить, что он ожидает поддержки. Однако он не просит о помощи, не обсуждает боевые позиции и варианты осады... Он задает совершенно другой вопрос. «Что господин мой, скажет рабу своему»? То есть он предает себя в руки Божии и ждет от него Его собственного слова. В свою очередь ангел так же сначала ничего не говорит о битве. Его ответ не менее удивителен, ведь первое, что должен сделать Иисус — снять обувь, потому что земля, на которой он стоит, святая. Как это возможно, ведь они стоят у стен Ханаанского Иерихона? Но в том то и дело, что первое, что должен сделать Иисус Навин, а вместе с ним и все его соплеменники: понять, что они на земле Божией. Вкушая плоды этой земли, и становясь на ней местными жителями, они не должны забывать, что оказались на ней только по милости Божией.

Сегодняшний текст говорит о том, что Бог всегда сопровождает тех, кто ему верен. Пасха совершена Христом раз и навсегда. Он выводит нас из плена, и дарует нам новую жизнь свободную от рабства греху... Как и хананейская земля она могла быть наполнена самыми разными, часто неблаговидными вещами... Но теперь, когда в нее пришел Бог, наша жизнь должна стать святой. И сделать ее таковой мы должны вместе с ним.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!