Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 16-41. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 16-41

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

25 Был час третий, и распяли Его.

26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30 спаси Себя Самого и сойди со креста.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Когда на последней неделе

Входил Он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели,

Бежали с ветвями за Ним.

А дни все грозней и суровей,

Любовью не тронуть сердец,

Презрительно сдвинуты брови,

И вот послесловье, конец.

Прозвучавшие строки принадлежат великому русскому поэту Борису Пастернаку. «Послесловье-конец», о которых он пишет, описываются в прозвучавшем евангельском отрывке. Он по традиции читается на особом богослужении — Царских часах, заменяющих собой Литургию в день Страстной пятницы. Мы слышим описание последних мгновений жизни Господа Иисуса Христа. Апостол Марк сам был свидетелем тех страшных событий. Что-то записал он со слов апостола Петра. Перед нашим взором предстает картина мучительных страданий — не только физических, но и моральных. Христа не просто избивают, над Ним издеваются, Его унижают, надеясь, что за гранью истощения Он наконец-то проявит ответную агрессию, откажется от образа смиренного и незлобивого Учителя. Противникам Спасителя было невдомек, что они всегда видели перед собой не маску, но истинное лицо Христа — лицо совершенной святости и кротости. Вот и на кресте из уст Иисуса не исходит ни единого слова ругательства. Мы не слышим и ропота. Только смиренное вопрошание — Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Это были последние слова Богачеловека перед тем, как Он отправился душой в адские обители, чтобы их сокрушить. Многие поколения богословов пытались проникнуть в сердцевину тайны искупительных голгофских мук, стремились понять, для чего Сыну Божьему нужно было умереть на кресте. Кто-то утверждал, что таковой оказалась плата за грех Адама. Кто-то настаивал, что на Голгофе человечеству был явлен нравственный пример жертвенности и смирения. Однако большинство отцов Церкви видели в Христовой жертве, прежде всего, последний шаг в стремлении пройти до конца путь человека от рождения до телесной кончины. Сын Божий, добровольно принявший наше естество, вместе с ним принял и всю тяжесть земного бытия. Голгофа же стала завершающим актом жертвы, которой была, на самом деле, вся жизнь Христа. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, какой дорогой ценой Бог вернул людям утраченный ими рай. Сын Божий нисходит в адскую пучину не ради демонстрации Своей силы, а ради того, чтобы до конца испить вместе с человечеством чашу страдания богооставленности. Дойдя до самого дна бытия, Христос вырывает судьбу мира из лап зла и прокладывает новый путь к Небу. Этот путь открыт до сих пор для каждого, кто желает правильно верить в Сына Божьего и исполнять завещанные Им заповеди любви. А еще сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, как важно быть храбрым. Апостол Марк упоминает, что у подножия креста Христова стояли Его Матерь, Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Все они не испугались гнева римских солдат и иудейских учителей. За свою храбрость все перечисленные последователи Спасителя первыми сподобились узнать о Его Воскресении. Господь Иисус по преданию явился сначала Своей Матери, затем женам-мироносицам, апостол Иоанн одним из первых услышал о случившемся чуде и поспешил увидеть опустевший гроб. Данные обстоятельства касаются не только современников Христа, но и нас. Если мы не будем бояться исповедовать веру в Спасителя, исповедовать эту веру не только словами, но и делами, то духовная благодать Пасхи Христовой обязательно коснется наших сердец.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!