Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11
Только что мы услышали отрывок из книги пророка Исаии, в котором содержатся пророчества о страданиях Мессии. Его будут всячески унижать: бить по спине, по щекам, издеваться над Ним, плевать на него. Однако в этом же отрывке мы находим слова, о том, что в итоге Мессия выйдет из этой ситуации победителем. Как же это возможно? Евангельская история показывает нам, что смирение Христа перед обидчиками, Его отказ проявить Свое могущество, Его мучительная смерть на кресте, все то, что христианские богословы называет емким словом кеносис, то есть, умаление, истощание, самоуничижение — все это проявление не Его слабости, но главное свидетельство Его силы.
Причина в том, что, идя на добровольные страдания, Христос с доверием исполняет волю Отца. Поэтому Он и не проявляет свое божественное могущество. Петру, который хватается за меч, Он говорит: «Неужели ты думаешь, что по Моей просьбе Отец тотчас же не пошлет более чем 12 легионов ангелов? Но у меня есть предназначение свыше, и Я должен выпить эту чашу». Господь знает, что Бог готовит для главного врага человека, для дьявола более сокрушительный удар, Он поразит его прямо в сердце.
И действительно. Не будь этого доверия и смирения, не было бы добровольного отказа от попытки исполнить Свою миссию иным способом, без страданий, как предлагал лукавый на горе Искушения, не было бы сошествия во ад, не был бы уничтожен главный враг, смерть, не было бы Светлой Пасхи.
Яркий пример этой связи полного доверия Богу, добровольного страдания и славы мы видим и в Евангелии. Присмотримся к тому, как складывается судьба учеников Спасителя.
С одной стороны, перед нами Иуда и Петр. Да, они очень разные. Но их объединяет одно — они думают, что Христос идет в Иерусалим, чтобы стать царем, а они займут в Его правительстве почетные должности. Страдание не входит в их планы. Именно поэтому Петр прекословит Христу, отговаривает Его от креста, за что Господь называет его даже сатана, а Иуда, будучи вором, остается в числе апостолов. Он явно рассчитывает на то, что сможет воровать в более крупных размерах, когда в его руках окажется казна всего государства. Во всем этом видно непонимание и недоверие Промыслу, попытка взять судьбу в свои руки, контролировать свою жизнь собственными силами. Это их и подводит. Когда они понимают, что все не так, как они себе представляли, они отрекаются. Иуда продает Спасителя, чтобы получить хоть какую-то выгоду от сложившейся ситуации; Петр, который держится до последнего и нападет даже с мечом на охранника в саду, защищая царя, проявляет крайнее малодушие, увидев Его униженным.
С другой стороны, перед нами мироносицы. Очевидно, что своей женской интуицией они предчувствуют надвигающуюся трагедию. Не случайно одна из них накануне страстей, когда мужчины еще не знают ничего и вынашивают честолюбивые план, помазывает Его миром и Он сам говорит: она готовит меня к погребению. Но что они делают? Они безмолвно этому покоряются: просто безгласно, молча следуют за Спасителем. Плача и рыдая идут за ним на Голгофу и страдают там вместе со Христом. Во всем этом можно увидеть покорность не только обстоятельствам, но и Промыслу. И в результате именно им, а не апостолам, Бог является первым после воскресения.
Поэтому и говорит апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». И в другом месте мы читаем: «Сила Божия в немощи совершается».
Страдания — неотъемлемая часть нашей жизни. Их источником может быть все, что угодно. Обстоятельства, наши близкие, наши враги, наши любимые, мы сами со своими недостатками и нереализованными мечтами и желаниями. Все это мы воспринимаем как ошибку, как недоразумение. А потому как Иуда и Петр пытаемся побыстрее избавиться от этого бремени. Причем мы стараемся решить проблему, полагаясь исключительно на свои силы. Поэтому в результате впадаем в еще более тяжкую ситуацию. Ведь нет поддержки свыше. Ведь мы остались с жизнью один на один.
Хорошо бы нам помнить, что о каждом из нас у Бога есть замысел. Все, что снами происходит не случайно. И порой единственное, что от нас требуется — со смирением и доверием Его Промыслу перетерпеть. Ведь многие вещи невозможно форсировать. Часто мы просто не способны управлять своей жизнь так, как нам хочется. Душа должна переболеть, потомиться, помаяться, чтобы родить что-то новое. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «золотых дел мастер не вынимает золота из горна, пока не увидит, что оно хорошо не очистилось». Так и нам, каждому в свою меру необходимо пройти собственную страду, выпить свою чашу. Лишь тот, кто пройдет этот путь с доверием Богу, с надеждой на Его Промысел, не потеряет, а приобретет бесценное сокровище, Царство Небесное, которое есть сила, слава и торжество Христовой Пасхи.