Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35, Глава 24, стихи 1-5. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;

16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:

21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь;

28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:

32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5

01 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

02 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

03 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

04 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

05 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Основная часть этого отрывка книги Притчей посвящена описанию губительных последствий злоупотребления алкоголем. Здесь излишни какие-либо комментарии, потому как вред от алкоголя можно назвать самоочевидным и любой из нас мог бы произнести не менее увлекательную речь на ту же самую тему.

Но среди рассуждений о пагубности пьянства мы находим очень интересную мысль, размышление над которой способно помочь нам понять, каким образом нравственные призывы Священного Писания можно сделать не чем-то внешним, а внутренним и личным достоянием каждого из нас. Путь этот обозначен в Притчах такими словами: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Внешнее — это то, к чему не лежит сердце, это некие выученные истины, смысл которых не всегда ясен и очевиден. А внутреннее, напротив, соприродно человеку. Автор книги Притчей уверяет, что сделать истины Священного Писания внутренним достоянием не только возможно, но и должно, для этого надо отдать ему — Писанию, а через него и Богу — сердце. Но как это сделать? А как мы вообще отдаем сердце кому-либо или чему-либо? Да, у нас есть те интересы и стремления, которые нет необходимости приобретать, они данность, как к примеру, условные увлечения футболом, музыкой или детективными сериалами, но есть и то, что было приобретено некоторыми усилиями.

В своих замечательных и универсальных «Душеполезных поучениях» авва Дорофей описал процесс увлечения чем-то таким, что поначалу вовсе не кажется интересным и занимательным. Он рассказал об этом на примере собственного первоначального нежелания читать и учиться. Вот, что он написал: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил, или как спал».

Описанный преподобным Дорофеем путь понятен: он лежит через первоначальное понуждение себя, которое со временем превращается во внутреннее стремление к занятию тем, что первоначально вовсе не казалось привлекательным.

Изучение Священного Писания, проникновение к его смысл изначально могут казаться чем-то невероятно скучным, но если понуждать себя, то со временем оно станет увлекать не меньше, чем условный футбол и прочие наши природные интересы. Ну а через чтение и исследование Писания его мысли становятся нашими мыслями, его образы начинают определять наше отношение к окружающей реальности, и через это наши сердца оказываются отданными Писанию и Богу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!