Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11

01 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

02 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

03 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

04 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

05 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

06 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

07 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

08 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

09 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Пророк Моисей на горе Синай получил от Бога закон, который он передал еврейскому народу. Это были не только нормы, которые регулировали отношения между людьми. Закон включал в себя целый свод религиозных предписаний. Израиль пытался исполнять их со всей тщательностью. И вот, несмотря на это, в том отрывке, который мы только что услышали, Господь обвиняет Свой народ в духовном бесчувствии. Оказывается, при всем своем благочестии их сердца были мертвы. Их отношения с Богом Исаия описывает сегодня в виде диалога. Они задают Ему вопрос: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» И Бог отвечает им: несмотря на то, что вы внешне очень благочестивы, вы не хотите знать Мою волю. Вас интересуют только ваши собственные желания и чувства. Из чего это видно? Критерий прост — отношения с ближними. Несмотря на соблюдение поста и других формальных установлений, вы враждуете, ссоритесь и превозноситесь над ближним. Поэтому ваше благочестие не имеет никакого смысла. Это пустышка.

Каким же должно быть подлинное благочестие? Об этом мы также слышим сегодня. В его основе всегда должно находиться сердечное сокрушение, которое проявляет себя в заботе о тех, кто нас окружает: освободить раба и заключенного, накормить голодного, одеть неимущего. Это и есть настоящая духовная работа. Лишь в этом случае, как говорит пророк Исаия, «свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда».

Для нас эти слова как нельзя более актуальны. Мы, к сожалению, также слишком большой акцент делаем на внешнем. Соблюдая ритуальную форму, порой совершенно забываем о внутренней работе. И печально то, что нередко исполнение этих формальных предписаний окончательно подменяет собой душевное делание, и что немаловажно — деятельную помощь окружающим. Более того, в нашем сознании оно становится залогом добрых отношений с Творцом. Можно даже увидеть своеобразную закономерность: чем равнодушнее человек к ближним, тем с большим остервенением он держится за букву закона. Может быть, потому что где-то в глубине души чувствует, что при встрече с Богом это единственная добродетель, которой он сможет оправдаться, ведь никакого другого духовного богатства он не собрал.

Поэтому мы должны помнить, что всяческие формальные предписания традиции не являются для нас самоцелью. Это ложный путь. И привести он может лишь к одному — духовному истощанию и черствости. Ритуал — всего лишь вспомогательное средство, инструмент, при помощи которого мы готовим свою душу к настоящей работе, приводим ее в состояние сердечного сокрушение, чтобы с еще большим усердием до конца и без остатка посвятить себя тем, кто находится рядом с нами.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!