Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31
Книга Притчей Соломоновых, Глава 22, стихи 1-4
Уверен, что все прекрасно осведомлены о процессе возникновения слухов. Но на всякий случай попытаюсь его описать.
Один человек стал свидетелем какого-то действия или же каких-то слов, чуть позже он поделился свежеприобретённым знанием с другим, неизбежно добавив к этому собственную интерпретацию случившегося, второй добавил еще немного и поделился с третьим. На выходе же мы получаем нечто, мягко говоря, весьма далеко отстоящее от реальности. Такое искажение неизбежно происходит даже в том случае, если все участвующие в передаче информации друг другу люди вполне благонамерены, и не ставят перед собой цели как-то исказить то, что они сообщают. Книга Притчей утверждает, что делать так не стоит, что игра в испорченный телефон подходит лишь детям, а взрослым такие игры не могут принести ничего, кроме вреда. В Притчах эта мысль выражена такими словами: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда». Любой из тех, кто пересказывает что-либо, чему он не был свидетелем, любой из тех, кто как-либо интерпретирует увиденное или услышанное, добавляя несуществующие детали или же, напротив, скрывая нечто существенное, автоматически становится лжесвидетелем и, как следствие, погибнет.
Но что именно здесь означает возвещение погибели лжесвидетелей? Ответ мы находим в этом же отрывке Притчей, в его последних словах: «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Соответственно, тот, кто не стяжал смирения, будет лишен всего перечисленного, а это и есть та самая погибель. Вполне очевидно, что если кто-то полагает для себя возможным действовать вопреки прямому указанию Священного Писания, то есть передавать ту информацию, которой у него нет подтверждения, говорить о том, чего он, по сути, не знает, то эти действия далеки от смирения, ведь Бог через святых писателей неоднократно выразил Свое негативное отношение к этому процессу. Значит, такой человек далек от смирения в библейском понимании этого слова, значит, он не достигнет «страха Господня, богатства и славы и жизни». Не случайно в этом перечне страх Господень поставлен на первое место, ведь он значительно важнее всего прочего, именно он дает человеку ощущение близости Бога, страх Господень — самое вожделенное и возвышенное переживание, доступное человеку, и очень грустно его лишиться по такой нелепой причине, как неаккуратное слово.