Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 27-31

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как бы мы ни пытались, но нам вряд ли когда-либо удастся в полной мере понять, что именно имел в виду апостол Петр, когда впервые исповедовал, то есть назвал, Иисуса Христом. Мы это слово «Христос» пишем с большой буквы как собственное имя, мы знаем, что по-еврейски оно звучит как «Мошиах», а на русский переводится как «Помазанник». Мы также знаем, что Христос — тот Спаситель мира, Которого ждал Израиль. Знаем, что о Нем говорили пророки, что Он пришел примирить человека с Богом. Говоря о Христе, мы можем цитировать апостольские послания, можем приводить фрагменты из учебников по догматическому богословию, а также зачитывать слова великих святых.

Но что имел в виду апостол Петр? Ведь мы также знаем, что в то время в Израиле было немало бродячих проповедников, у них были ученики, эти проповедники совершали чудеса и тоже поражали воображение своих современников. Возможно, что их, как и ветхозаветных царей, пророков и первосвященников также называли христами, как имеющих помазание елеем, ведь именно факт совершенного помазания дает возможность называть кого-то «помазанником». Существуют данные, которые говорят о том, что ко времени Боговоплощения слово «христос» перестало быть общеупотребительным эпитетом и стало собственным именем Того, Кого ожидал Израиль. Очень вероятно, что это именно так. Но тем не менее, точно ли апостол Петр понимал, что говорил? Мы не знаем.

Впрочем, если предположить, что апостол назвал Иисуса Христом в нашем понимании этого слова, то какие из этого были следствия для самого Петра? Нам известно, что буквально через несколько стихов этой же 8-й главы Евангелия от Марка Петр начинает спорить со Спасителем, спорить не на какую-то бытовую тему, а о самом важном — он попытался оспорить саму мысль о грядущем Страдании Христа. А во время самих Страданий Петр отрекся. Получается, что само по себе исповедание апостола Петра ни к чему его не привело. А раз это так, то значит что-то не так с этим исповеданием. Нет, по форме оно совершенно корректное, но при этом оно никоим образом не отразилось на самом апостоле.

Поэтому прав был другой первоверховный апостол — Павел, который значительно позже написал очень важные слова, они проливают свет на все то, что в дальнейшем происходило с апостолами и на то, что происходит с нами: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). «Назвать Иисуса Господом» здесь означает то же самое, что «назвать Иисуса Христом», ведь словом «Господь» иудеи, а вслед за ними и христиане, обозначают непроизносимое имя Божие, идущее из Ветхого Завета, «Христос» же — еще одно имя Божие, но его можно произнести. Мысль апостола Павла состоит в том, что, конечно же, сказать словосочетание «Господь Иисус» или же «Иисус Христос» может любой из тех, кто способен говорить, но само по себе произнесение этих слов еще ничего не значит, ведь дело здесь не в словах и даже не их в понимании как таковом, а в том, чтобы быть Христовыми, иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), а, значит, быть готовыми не только принять, но и разделить Его Страдания, ну а достигается это лишь при содействии Духа Святого, Который еще не сошел на апостолов тогда, когда разворачивались события сегодняшнего евангельского отрывка.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!