Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17
Сегодняшнее чтение, как и вся книга пророка Исаии, открывает нам панораму истории древнего мира. Мы слышим упоминание самых разных народов, видим войны и завоевания, пленения и освобождения из плена. В ней возвышаются цари и низвергается империи... Однако, происходит все это не только потому, что люди проявляют инициативу, но еще и потому что Бог попускает им это сделать, встраивает их волю в более масштабный замысел. Это, конечно, не значит, что сами события, которые происходят, всегда хороши, что они представляют собой лучший путь из всех возможных. Несомненно, Бог не желал, чтобы Адам и Ева избрали путь греха, Он не желал так же, чтобы люди развратились как это произошло перед потопом, или, чтобы израильтяне стали поклоняться идолам.... Однако все это произошло, и Бог попустил ассирийской империи напасть на свой народ, а потом вавилонской империи завоевать его и увести в плен. Впрочем, воля человеческая — это не последняя правда о мире. Человек, конечно, творит то, что хочет, но даже самые страшные вещи, о которых действительно можно было бы сказать «хорошо бы чтобы их не было», могут быть осознаны человеком как зло и исправлены. Конечно, у нас нет машины времени и многого не вернуть, но мы можем делать правильные выводы и хотя бы отчасти исправлять свои ошибки.
Описывая трагическую историю своего народа, Исаия показывает, что Бог, используя самые разные средства, помогает человеку остановиться и свернуть с пагубного пути. Кто как ни пророк, любящий своих соплеменников, мог бы с возмущением обвинить Бога во всех невзгодах? Он хозяин мира, как Он мог это допустить? Исаия находит выход в доверии. Пророк не берется объяснять зло и невзгоды, не строит примитивных схем, которые все объясняли... Ведь это было бы явной неправдой, если бы он сказал, что ему всегда и все было понятно. Конечно, нет. Для этого, ни ему, ни нам не хватает знаний, не хватает видения масштаба и осознания всех взаимосвязей. И осознавая свою ограниченность, он восклицает: Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
Слово сокровенный можно было бы перевести как невидимый. Однако невидимы не означает неведомый. Исаия знает Бога как того, кто любит свой народ. Если он не может чего-то понять, он предпочитает доверять и надеется, что его примеру последуют все прочие.
Современный человек может возмутиться и сказать. Конечно, родители не всегда поясняют детям свои действия, но мы то уже не дети, нам можно было бы объяснить. Что ж, чтобы понять несправедливость этого обвинения, стоит посмотреть на свою собственную жизнь. Сколько раз в течение прожитых лет мы осознавали, что в свое время нам не хватило знаний и опыта и окажись мы сегодня в прошлом, поступили бы по-другому. Но если мы, даже в масштабе нашей жизни, всего нескольких десятилетий, меняемся и меняем свое отношение к происходящему, не слишком ли самоуверенно, требовать от Бога объяснений здесь и сейчас, так как мы уже выросли, чтобы все правильно понять.
Понимая наивность этого пути, Исаия предлагает нам единственно верный путь — доверие Тому, кто открылся как любовь, Тому, кто в свое время откроет нам смысл всех вещей и увидев Его лицом к лицу, мы не спросим Его ни о чем.