Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18
Трудно комментировать эту пронзительную историю испытания веры Авраама. Зачем надо было Богу подвести праотца к самому краю пропасти — при том, что ранее он ни разу не ослушался повелений Бога? Что именно таким суровым и категоричным образом испытывает Бог?
Ключ к ответу — в словах, сказанных Авраамом двум отрокам при расставании. Не дозволяя им сопровождать далее, Авраам говорит, что он вместе с Исааком сходит поклониться на верх горы и — внимание! — они оба вернутся обратно. Другими словами, Авраам знал, что назад он один не придёт — его единственный сын тоже будет с ним.
В этом испытании проверяется не просто вера как способность совершать опасные поступки при отсутствии какого бы то ни было разумного обоснования. Рисковать жизнью другого — для этого не требуется ни особого мужества, ни веры, ни силы духа. В жертвоприношении проверяется нечто куда большее — что в самой глубине души Авраам думает о Боге? И не просто «думает», а что является абсолютной, твёрдой как камень, основанием его убеждённости в том, каков Бог на самом деле?
Ни для кого не секрет, что человеческие жертвоприношения по повелению духовных сил были явлением вполне обычным для древнего мира. Практически в любой древней религии мы встретим такие эпизоды — где реже, в исключительных случая, а где и практически постоянно. Даже не сильно чувствительные к жестокостям древние римляне были в шоке, когда обнаружили множественные захоронения именно детских жертв, принесённых жителями Ханаана Ваалу и Астарте. Построить дом, и в его стену замуровать новорожденного — было распространённым повсюду обычаем у хананеян.
И когда в таком окружении Бог повелевает Аврааму сделать практически то же самое — вера Авраама подвергается сильнейшему кризису: неужели Тот Самый Бог, Который вывел его из Ура Халдейского, Который чудесным образом даровал ему в старости сына — такой же, как и остальные языческие боги? И Авраам даёт категорический ответ: нет! И этот ответ адресован ни кому иному, а Самому Богу: нет, Ты — ни разу не похож на этих кровожадных богов! Ты — Совершенно Другой, Ты — добрый, Ты даже если и допустишь это жертвоприношение, всё равно мы спустимся с горы с Исааком вдвоём! Каким образом? Да таким же, каким столетний старик может родить сына от девяностолетней старухи! Истинному Богу — Благому Богу — нет никаких ограничений!
Испытание Авраама учит нас одному очень важному духовному навыку: не проецировать на Бога привычные представления окружающих. О Боге всегда следует думать гораздо лучше, чем многие привыкли считать! И тот, кто дерзает, как Авраам, доказывать свою веру в благость Бога своими поступками, не будет разочарован!