Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18

01 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

02 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

03 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

04 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

05 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

06 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

07 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

08 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

09 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Трудно комментировать эту пронзительную историю испытания веры Авраама. Зачем надо было Богу подвести праотца к самому краю пропасти — при том, что ранее он ни разу не ослушался повелений Бога? Что именно таким суровым и категоричным образом испытывает Бог?

Ключ к ответу — в словах, сказанных Авраамом двум отрокам при расставании. Не дозволяя им сопровождать далее, Авраам говорит, что он вместе с Исааком сходит поклониться на верх горы и — внимание! — они оба вернутся обратно. Другими словами, Авраам знал, что назад он один не придёт — его единственный сын тоже будет с ним.

В этом испытании проверяется не просто вера как способность совершать опасные поступки при отсутствии какого бы то ни было разумного обоснования. Рисковать жизнью другого — для этого не требуется ни особого мужества, ни веры, ни силы духа. В жертвоприношении проверяется нечто куда большее — что в самой глубине души Авраам думает о Боге? И не просто «думает», а что является абсолютной, твёрдой как камень, основанием его убеждённости в том, каков Бог на самом деле?

Ни для кого не секрет, что человеческие жертвоприношения по повелению духовных сил были явлением вполне обычным для древнего мира. Практически в любой древней религии мы встретим такие эпизоды — где реже, в исключительных случая, а где и практически постоянно. Даже не сильно чувствительные к жестокостям древние римляне были в шоке, когда обнаружили множественные захоронения именно детских жертв, принесённых жителями Ханаана Ваалу и Астарте. Построить дом, и в его стену замуровать новорожденного — было распространённым повсюду обычаем у хананеян.

И когда в таком окружении Бог повелевает Аврааму сделать практически то же самое — вера Авраама подвергается сильнейшему кризису: неужели Тот Самый Бог, Который вывел его из Ура Халдейского, Который чудесным образом даровал ему в старости сына — такой же, как и остальные языческие боги? И Авраам даёт категорический ответ: нет! И этот ответ адресован ни кому иному, а Самому Богу: нет, Ты — ни разу не похож на этих кровожадных богов! Ты — Совершенно Другой, Ты — добрый, Ты даже если и допустишь это жертвоприношение, всё равно мы спустимся с горы с Исааком вдвоём! Каким образом? Да таким же, каким столетний старик может родить сына от девяностолетней старухи! Истинному Богу — Благому Богу — нет никаких ограничений!

Испытание Авраама учит нас одному очень важному духовному навыку: не проецировать на Бога привычные представления окружающих. О Боге всегда следует думать гораздо лучше, чем многие привыкли считать! И тот, кто дерзает, как Авраам, доказывать свою веру в благость Бога своими поступками, не будет разочарован!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!