Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Диалог между Богом и Авраамом, который мы только что слышали, не может не шокировать. Конечно, вполне понятно, что для восточного человека привычно торговаться — и это не просто дань житейской выгоде, а своего рода особый формат общения. Если где-то на восточном базаре вы не торгуетесь, а сразу покупаете по заявленной цене — видно, что вы — чужак, иноземец. Свои же обязательно станут выторговывать лучшую цену — и в этой игре выстраиваются добрые соседские отношения между продавцом и постоянным покупателем.

Но как можно торговаться с Самим Господом Богом? Разве не выглядит это кощунственным? Начав с пятидесяти праведников, сбить до десятка — то есть в пять раз? Более того: Сам Бог этому отнюдь не противится — Он соглашается снова и снова уменьшать критический минимум. Но, увы, в Содоме и Гоморре не нашлось и десятка людей праведной жизни — и участь погибнуть в море огня была уже предопределена.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься, насколько мы умеем находиться в живой связи с Богом — как это было у Авраама. Наше молитвенное общение с Богом скорее похоже на трансатлантическую посылку — отправив которую, мы не всегда можем быть уверены, что она вообще хотя бы когда-то прибудет к адресату. Мы думаем, главное — посылка отправлена, вот, даже чек есть! Но в случае с Авраамом всё совсем иначе: для него Бог — не где-то на другом континенте, а здесь, рядом, прямо сейчас — и очевидность Его присутствия не требует подтверждения. Дерзну предположить, что нам крайне не хватает хорошо развитой способности слушать и слышать Божественные ответы — почему и создаётся иллюзия того, что наши духовные запросы никуда не доходят.

Мы перестаём быть чуткими к тому, что происходит вокруг нас, когда слишком заполнены собой. Авраам потому так легко слышал Бога, что собственных, своекорыстных целей он не преследовал. И Бог, многократно испытавший крепость его веры, любви и доверия, точно знал: если Авраам о чем-то просит, значит, это не мимолётная прихоть, не сиюминутный каприз, не очередной выброс протуберанца солнца по имени Эго — а что-то действительно серьёзное. Но и сам Авраам понимал: когда он говорит с Богом — всё остальное перестаёт для него существовать.

Из этого следует вполне очевидный вывод: если мы хотим научиться не иллюзорно, а реально общаться с Богом, надо прежде всего учиться глубокому молчанию и максимальной сосредоточенности — только тогда есть надежда, что тонкие, словно дыхание ветра, ответы Господа будут нами услышаны!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!