Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33, Глава 17, стихи 1-17. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33

17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].

31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17

01 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

02 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

03 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.

04 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

05 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

06 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]

07 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.

08 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

09 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке, говоря о разного рода добродетелях и о том, что ожидает того человека, который их исполняет, царь Соломон показывает также, в каком направлении движется грешник. Перед нами два жизненных пути: путь праведника и путь нечестивого. Первый идет по этой жизни прямо, уверенно. Второй постоянно спотыкается и падает. Почему же так получается?

Дело в смирении и кротости. Праведник смиряется перед Богом, кротко приглашает Его в дом своей души. В ответ на это гостеприимство, Господь входит в его жизнь и чудесным образом устраивает его судьбу. Нечестивый — тот, кто все замыкает на самом себе. Он сам себе бог и хозяин, а потому Господь ему не нужен. Так и получается, что он остается один на один с собой и с жизненными обстоятельствами, которые нещадно и без жалости бьют его и зачастую в итоге ломают. Как же приобрести это самое состояние смирения и кротости перед Богом?

Кажется, все просто. Признай то, что есть кто-то выше, чем ты, прими вероучение Церкви, начни ходить на службы, принимай участие в таинствах, соблюдай пост, читай молитвы и готово. Безусловно, все это важные вещи. И без них трудно наладить отношения с Творцом. Однако есть один важный момент, о котором мы забываем: смирение и кротость перед Богом начинаются со смирения и кротости перед людьми.

А ведь именно это становится для многих из нас проблемой. Гордость действует так, что отравляет даже, казалось бы, самое благое намерение. «Смириться и быть кротким?», — говорит она. — «Да нет ничего проще. Но только перед Всемогущим Владыкой, а не перед этими мелкими, жалкими, зловредными существами». И что дальше происходит? Перед собой такой человек ничего не видит. Ведь гордость, прикидываясь благоговением перед святыней, заставляет его задирать голову повыше. Он смотрит вверх вместо того, чтобы смотреть под ноги и перед собой. Людей он не замечает. Неудивительно, что зачастую он спотыкается и падает.

Именно так, например, упал Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание». Якобы ради высокой и благородной идеи, ради любви к человечеству, он решил избавиться от конкретного человека, от одной противной старухи душегубки. В результате чего и нанес страшный вред своей душе, чуть не помутился рассудком. Часто мы поступаем не лучше. Руководствуясь идеями справедливости и правды, пытаясь исправить зло, которое нас окружает, а по сути, просто давим окружающих. Упорно не хотим замечать их ситуации. Недавно оказался свидетелем, как группа молодых активистов восстанавливала справедливость и порядок на улице, объясняя водителю, что он припарковался не там, где положено. Идея прекрасна. Ужасно то, что примерно с подобных высоких интонаций в свое время начинали и нацисты.

Как же вести себя с людьми? Как вести себя с хамами? С грубиянами? С мерзавцами? Конечно, всегда есть своя ситуация. Но общий принцип озвучен Христом в Евангелии. «Когда ты будешь позван кем на брак, — говорит Спаситель, — не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Наш Бог не есть Бог справедливости. Он Бог любви, кротости и смирения. А потому и нас Он призывает пройти этим же путем. И пусть это путь через скорби, унижения и Голгофу, мы верим, что лишь он приведет нас к Светлому Воскресению, Пасхе Господней.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!